Доменное имя как объект гражданских прав
Споров с доменными именами с каждым днем становится все больше, и все чаще ставится вопрос о правовой природе доменного имени, в частности, о том, какими правами доменное имя наделяет своего владельца и каким образом доменное имя может быть участником гражданских правоотношений.
В
Законе Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» дано понятие термину “доменное имя”, в соответствие с которым
“доменное имя – это уникальное имя, присвоенное информационному ресурсу или информационной системе, служащее для их идентификации во всемирной информационной сети Интернет”. Иначе говоря, домен – это имя сайта. Домен нужен для того, чтобы проще было находить сайты в интернете. А также, домен упрощает запоминание адреса того или иного сайта. Альтернатива домену – IP адрес сайта.
В соответствие со статьями 81, 1031 Гражданского кодекса Республики Узбекистан доменное имя не является ни объектом гражданского права, ни объектом интеллектуальной собственности, не является вещью или иным имуществом, законодатель не установил ни специальных правовых норм об условиях и субъектах “доменных” правоотношений, ни специальных процедур разрешения споров, связанных с доменами. При этом Положение «О порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «UZ» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 23 июня 2008 г. Регистрационный № 1830) не предусматривает возможность реализации доменного имени другому лицу по договору (купли-продажи, мены, дарения или др.), а лишь подразумевает выполнение административной процедуры по регистрации и аннулированию (по окончанию срока регистрации доменного имени, или по желанию владельца доменного имени). Учитывая, что в последнее время количество споров по доменным именам в Республике Узбекистан постоянно растет, а также растет число доменных имен, захваченных недобросовестными лицами (киберсквоттерами), представляется целесообразным пересмотреть законодательство, регулирующее отношения, связанные с регистрацией и использованием доменных имен. Предлагается признать доменное имя в качестве объекта гражданских прав (нематериальным активом), который может передаваться третьим лицам по договору, сохранив при этом требование к регистрации и поддержанию срока регистрации доменного имени у авторизованного регистратора доменных имен.
Однако если собственно домен по своей природе не может быть отнесен к объектам исключительных прав, то его название вполне может быть таким объектом при соблюдении определенных условий. Например, если домен повторяет фирменное наименование организации. В этом случае доменное имя (помимо адресации) помогает индивидуализировать конкретный интернет-ресурс, являясь единственным и уникальным.
Таким образом, доменное имя как объект интеллектуальной собственности статьей 1031 ГК РУз не рассматривается, но его защита в данном качестве опосредованно возможна. Для этого необходимо, чтобы доменное имя было частью или зарегистрированного товарного знака, или фирменного наименования организации. В этом случае регистрация другого доменного имени, содержащего идентичные слова или аббревиатуры, а также ведение коммерческой деятельности по продаже аналогичных или подобных товаров будет рассматриваться как нарушение исключительных прав на объект интеллектуальной собственности.
Юристы часто отождествляют доменные имена с товарными знаками. Все же, доменные имена имеют иную правовую природу, ведь они не индивидуализируют ни продукцию, ни услуги. Домен несет в себе маркетинговую ценность для его обладателя и является его нематериальным активом.
Хоть изначально доменные имена предназначались только для соединения компьютеров через Интернет, со временем они стали идентификаторами бизнеса, поскольку имеют запоминающуюся и понятную пользователю форму. Они традиционно используются в рекламе, указывая на наличие веб-сайта предприятия или организации в Интернете. Организации пользуются значительным потенциалом веб-сайтов в Интернете, которые предоставляют информацию и предлагают товары или услуги напрямую потребителю.
По мере развития Интернета стали возникать конфликты доменных имен с товарными знаками. Возможность такого конфликта появляется из-за недостатка взаимодействия между системами, регистрирующими товарные знаки, и системой регистрации доменных имен. Система, которая появилась раньше (товарные знаки), контролируется государственными (правительственными) органами на территориальной (федеральной или региональной) основе, что дает владельцу товарного знака права, применимые на данной территории. Возникшая позднее система (доменные имена) обычно контролируется неправительственными организациями без функциональных ограничений: доменные имена регистрируются в порядке поступления заявок и обеспечивают уникальное, глобальное присутствие в Интернете.
Конфликты между доменными именами и товарными знаками — это уникальные разногласия, которые не могут быть разрешены стандартной судебной системой. Действие этой системы распространяется только на данной территории, поэтому она не всегда может найти решение глобального конфликта. Кроме того, зачастую судебные процессы затягиваются и приносят убытки, поэтому в действительности владельцу товарного знака быстрее и проще вступить в сотрудничество с киберсквоттером и выкупить свои права на доменное имя, а не требовать их через суд.
В начале следует понять, что из себя представляет киберсквоттинг. Киберсквоттинг – регистрация доменных имён, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования. Люди, практикующие такие действия, называются киберскво́ттерами. Например, вбив нужное название, вы обнаруживаете, что в интернете таких страничек нет. Но ваша радость длится недолго. Выясняется, что нужный вам домен (адрес сайта) много лет назад был оформлен на человека, который до сих пор не создал сайт. Причем на это лицо оформлены десятки и сотни других доменов. Поздравляем, вы столкнулись с явлением, которое называется «киберсквоттинг». Киберсквоттинг определяют как регистрацию доменного имени с нарушением прав третьих лиц в целях получения выгоды либо других преимуществ.
Похожим нарушением считается «домен греббинг» — преднамеренная регистрация лицом многих доменных имен для их перепродажи или ограничения деятельности конкурентов.
Простейшая схема киберсквоттинга и домен греббинга выглядит так: изучить рынок, «прикинуть» насколько востребованным будет определенное название в перспективе, оформить такое название на себя, после чего залечь на дно и ждать покупателя, готового приобрести доменное имя либо вынужденного это сделать.
Определить пустующие доменные имена очень просто. Впишите в браузер тот или иной адрес. Если появится сообщение вроде «Не удается получить доступ к сайту», «Сайт находится на стадии разработки» или «Данный сайт продается», то доменное имя вероятнее всего находится в руках злоумышленника.
Если вы попросите владельца doctor.uz отдать этот неиспользуемый домен, то его предложат купить за $5−10 тыс. При том, что оформление и поддержание любого домена обходится всего лишь в 15−20 тыс. сум в год.Недобросовестные “предприниматели” таким образом зарабатывают на теневом рынке доменов. Реальные цифры оборота такого рынка определить попросту невозможно, ведь домены, как правило, перепродают за наличные.
Итак, Законодательство и уполномоченные государственные органы Республики Узбекистан всегда были против захвата доменных имен и обогащения за счет них.
«Положение о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «Uz» (рег. №1830 от 23.06.2008 г.) запрещает использовать доменное имя в целях киберсквоттинга и домен греббинга.
Также не допускается использование доменного имени исключительно для передачи его определенному третьему лицу, если такое действие вызвано корыстным намерением заявителя, направленным на получение выгоды, рассчитанным на потенциальный интерес третьего лица или иного потенциально заинтересованного лица.
Примером таких действий является регистрация в 2020 году неизвестными лицами домена humoair.uz в день, когда объявили о создании авиакомпании Humo Air.
Наконец, запрет действует в отношении использования доменного имени, который нарушает исключительные права других лиц, к примеру, на товарный знак, наименование места происхождения товара, фирменное наименование и пр.
Во всех этих случаях при грамотном подходе можно законными способами освободить и аннулировать регистрацию доменного имени.
Если говорить в общих чертах, то для изъятия домена необходимо установить данные недобросовестного владельца, после чего подать на него в суд. Других путей решения проблемы пока не предусмотрено.
Если говорить конкретно, то для освобождения и аннулирования доменного имени требуется предпринять следующие основные шаги:
- через сайт Администрации доменной зоны «UZ» (cctld.uz) нужно определить данные физического или юридического лица, на которое оформлено доменное имя. Если информация о владельце скрыта, целесообразно выявить ее, направив адвокатский запрос в Администрацию доменной зоны «UZ»;
- подать исковое заявление в экономический суд (если стороны являются юридическими лицами) или гражданский суд (если хотя бы одна из сторон является физическим лицом);
- зарегистрировать на свое имя доменное имя и начать его использовать по прямому назначению.
- решающим фактором, на который, по нашему мнению, необходимо обращать внимание судам при рассмотрении доменных споров, являются корыстные интересы и недобросовестность текущего владельца и, наоборот, обоснованность и честность намерений лица, желающего забрать доменное имя.
Последнее можно подтвердить наличием зарегистрированного товарного знака, фирменного наименования и т. д.
Поэтому, если вы хотите создать сайт в доменном имени, которое удерживается профессиональным торговцем доменами, не теряйте надежду.