Особенности деятельности информационных посредников (ISP, хостеры, поисковики, доменное имя и др.)
Быстрое развитие информационных технологий обусловливает необходимость их адекватного правового регулирования. Информационные посредники являются ключевыми фигурами в сети Интернет, поскольку во многом именно они позволяют пользователям быстро и эффективно получать доступ и распространять материалы в сети Интернет. Для нормального функционирования информационных посредников необходимы правовые гарантии, защищающие их от последствий неправомерных действий пользователей. С другой стороны ряд европейских стран обсуждают и принимают нормы, которые регламентируют деятельность отдельных информационных посредников, которых принято называть “платформами”. Однако в Республике Узбекистан правовое регулирование деятельности информационных посредников на данный момент является неполным и не всегда позволяет защитить их права, а также защитить пользователей от незаконных действий информационных посредников.

Термин «Информационный посредник» был введен статьей 13 Закона Республики Узбекистан “Об электронном документообороте” (№611-II от 29 апреля 2004 г.), и позже в статье 12 новой редакции Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» (№ ЗРУ-385 от 22 мая 2015 г.).

Итак, информационным посредником является юридическое или физическое лицо, которое на договорной основе оказывает услуги, связанные с оборотом электронных документов. Информационный посредник не вправе изменять содержание электронных документов или порядок их использования, если иное не предусмотрено договором с участниками электронного документооборота.

К информационным посредникам относятся:
  • операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции;
  • банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников электронной коммерции;
  • юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов;
  • юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
К информационным посредникам могут быть отнесены и иные юридические лица в соответствии с законодательством. В частности Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “Об утверждении положения о порядке организации деятельности информационных посредников-организаторов электронных ярмарок, аукционов и конкурсов” №249 от 2 августа 2016 г. дано следующее определение информационного посредника: “юридическое лицо, осуществляющее организацию электронных ярмарок (включая выставочно-ярмарочную торговлю), аукционов и конкурсов”.

Таким образом можем наблюдать, что законодательство Республики Узбекистан подходит к регламентации деятельности информационного посредника с точки зрения электронной коммерции, не учитывая необходимость регламентации других аспектов деятельности информационных посредников.
Частично данный вопрос решен Законом Республики Узбекистан “О персональных данных”, статья 271 предусматривает особые условия обработки персональных данных граждан Республики Узбекистан.

Права и обязанности информационных посредников


В статье 13 Закона Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» указаны права и обязанности информационных посредников.

Информационный посредник имеет право:
  • оказывать на договорной основе услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции, в пределах своей компетенции;
  • определять условия оказываемых услуг участникам электронной коммерции.
Информационный посредник обязан:
  • соблюдать стандарты, нормы и правила в области электронной коммерции;
  • раскрывать участникам электронной коммерции информацию о своем полном наименовании, организационно-правовой форме, оказываемых услугах, условиях их оказания и стоимости (тарифах);
  • не изменять содержания электронных документов и электронных сообщений, порядок их использования, за исключением случаев, предусмотренных договорами с участниками электронной коммерции;
  • обеспечивать мерами защиты электронные документы, электронные сообщения и персональные данные от несанкционированного доступа;
  • не передавать третьим лицам электронные документы и электронные сообщения, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.

А также в Законе Республики Узбекистан «О персональных данных» предусмотрены права и обязанности собственника и оператора персональных данных, которые можно отнести к обязанностям информационного посредника. Согласно данному Закону собственник и оператор обязаны:
  • соблюдать законодательство о персональных данных;
  • предоставлять по обращению субъекта информацию касательно обработки его персональных данных;
  • утверждать состав персональных данных, необходимый и достаточный для выполнения ими задач;
  • принимать меры по уничтожению персональных данных в случае достижения цели их обработки, а также в иных случаях, установленных настоящим Законом;
  • представлять доказательство получения согласия субъекта на обработку его персональных данных в случаях, предусмотренных законодательством;
  • изменить и (или) дополнить персональные данные при условии документального подтверждения достоверности новых данных или уничтожить их при невозможности внесения таких изменений и (или) дополнений;
  • временно приостанавливать обработку или уничтожать персональные данные в случае наличия информации о нарушении условий их обработки;
  • обеспечить возможность подачи субъектом документов в электронном виде на временное приостановление обработки и (или) уничтожение его персональных данных;
  • уведомить в письменной форме субъекта, а также других участников обработки персональных данных в случаях изменения, уничтожения персональных данных и ограничения доступа к ним;
  • уведомить в письменной форме субъекта в случае передачи персональных данных третьему лицу;
  • зарегистрировать находящиеся в собственности и (или) обрабатываемые базы персональных данных;
  • принимать необходимые правовые, организационные и технические меры по защите персональных данных.
  • Собственник и (или) оператор вправе поручить обработку персональных данных третьему лицу в случаях:
  • наличия согласия субъекта в письменной форме, в том числе в виде электронного документа;
  • если решение принимается во исполнение договора между собственником и субъектом или выполнения условий ранее заключенного договора.
То есть, посредник несет ответственность за незаконное использование персональных данных и другой конфиденциальной информации на тех же условиях, на которых эту ответственность понесло бы любое другое ответственное лицо.
Информационный посредник не несет ответственности за правовые последствия, связанные с содержанием передаваемых им электронных документов и электронных сообщений участников электронной коммерции.
Информационный посредник может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором.

Ответственность информационного посредника

Итак, в порядке обеспечения гарантий осуществления права каждого на поиск и получение информации возникают следующие обязанности органов государственной власти и управления: установление и организация осуществления гражданско-правовой, административно-правовой и уголовной ответственности в информационной сфере (Гражданский кодекс Республики Узбекистан, Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности).

В связи с этим в сфере государственного и хозяйственного управления необходимо внедрить систему принятия эффективных решений, основанную на открытости и прозрачности, обеспечить доступ к информации, отчетности, открытости и ответственности должностных лиц перед обществом, что также является важным условием эффективного функционирования государственного и хозяйственного управленческого аппарата, утверждения справедливости в обществе.

Как уже отмечалось в законодательстве Республики Узбекистан не имеется прямого нормативно-правового акта, который регулирует данную сферу, поэтому юристам приходится ссылаться на разные нормативно-правовые акты. Во всех вышеуказанных законах за нарушение тех или иных требований законов, виновные лица несут предусмотренную законодательством ответственность.

В статье 2781 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан предусмотрена ответственность за нарушение правил информатизации, которая гласит, что нарушение правил информатизации, то есть создание, внедрение и эксплуатация информационных систем, баз и банков данных, систем обработки и передачи информации, санкционированный доступ в информационные системы без принятия установленных мер защиты, причинившее крупный ущерб либо существенный вред правам или охраняемым законом интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

За нарушение законодательства о персональных данных несут ответственность по Кодексу Республики Узбекистан об административной ответственности (статьи 46, 462).
В правовой практике зарубежных стран имеется такое понятие как «право на забвение». Данное понятие будет более детально рассмотрен в 10 модуле данного курса.

Доменное имя как объект гражданских прав


Споров с доменными именами с каждым днем становится все больше, и все чаще ставится вопрос о правовой природе доменного имени, в частности, о том, какими правами доменное имя наделяет своего владельца и каким образом доменное имя может быть участником гражданских правоотношений.

В Законе Республики Узбекистан «О телекоммуникациях» дано понятие термину “доменное имя”, в соответствие с которым “доменное имя – это уникальное имя, присвоенное информационному ресурсу или информационной системе, служащее для их идентификации во всемирной информационной сети Интернет”. Иначе говоря, домен – это имя сайта. Домен нужен для того, чтобы проще было находить сайты в интернете. А также, домен упрощает запоминание адреса того или иного сайта. Альтернатива домену – IP адрес сайта.

В соответствие со статьями 81, 1031 Гражданского кодекса Республики Узбекистан доменное имя не является ни объектом гражданского права, ни объектом интеллектуальной собственности, не является вещью или иным имуществом, законодатель не установил ни специальных правовых норм об условиях и субъектах “доменных” правоотношений, ни специальных процедур разрешения споров, связанных с доменами. При этом Положение «О порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «UZ» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 23 июня 2008 г. Регистрационный № 1830) не предусматривает возможность реализации доменного имени другому лицу по договору (купли-продажи, мены, дарения или др.), а лишь подразумевает выполнение административной процедуры по регистрации и аннулированию (по окончанию срока регистрации доменного имени, или по желанию владельца доменного имени). Учитывая, что в последнее время количество споров по доменным именам в Республике Узбекистан постоянно растет, а также растет число доменных имен, захваченных недобросовестными лицами (киберсквоттерами), представляется целесообразным пересмотреть законодательство, регулирующее отношения, связанные с регистрацией и использованием доменных имен. Предлагается признать доменное имя в качестве объекта гражданских прав (нематериальным активом), который может передаваться третьим лицам по договору, сохранив при этом требование к регистрации и поддержанию срока регистрации доменного имени у авторизованного регистратора доменных имен.

Однако если собственно домен по своей природе не может быть отнесен к объектам исключительных прав, то его название вполне может быть таким объектом при соблюдении определенных условий. Например, если домен повторяет фирменное наименование организации. В этом случае доменное имя (помимо адресации) помогает индивидуализировать конкретный интернет-ресурс, являясь единственным и уникальным.
Таким образом, доменное имя как объект интеллектуальной собственности статьей 1031 ГК РУз не рассматривается, но его защита в данном качестве опосредованно возможна. Для этого необходимо, чтобы доменное имя было частью или зарегистрированного товарного знака, или фирменного наименования организации. В этом случае регистрация другого доменного имени, содержащего идентичные слова или аббревиатуры, а также ведение коммерческой деятельности по продаже аналогичных или подобных товаров будет рассматриваться как нарушение исключительных прав на объект интеллектуальной собственности.
Юристы часто отождествляют доменные имена с товарными знаками. Все же, доменные имена имеют иную правовую природу, ведь они не индивидуализируют ни продукцию, ни услуги. Домен несет в себе маркетинговую ценность для его обладателя и является его нематериальным активом.

Хоть изначально доменные имена предназначались только для соединения компьютеров через Интернет, со временем они стали идентификаторами бизнеса, поскольку имеют запоминающуюся и понятную пользователю форму. Они традиционно используются в рекламе, указывая на наличие веб-сайта предприятия или организации в Интернете. Организации пользуются значительным потенциалом веб-сайтов в Интернете, которые предоставляют информацию и предлагают товары или услуги напрямую потребителю.

По мере развития Интернета стали возникать конфликты доменных имен с товарными знаками. Возможность такого конфликта появляется из-за недостатка взаимодействия между системами, регистрирующими товарные знаки, и системой регистрации доменных имен. Система, которая появилась раньше (товарные знаки), контролируется государственными (правительственными) органами на территориальной (федеральной или региональной) основе, что дает владельцу товарного знака права, применимые на данной территории. Возникшая позднее система (доменные имена) обычно контролируется неправительственными организациями без функциональных ограничений: доменные имена регистрируются в порядке поступления заявок и обеспечивают уникальное, глобальное присутствие в Интернете.

Конфликты между доменными именами и товарными знаками — это уникальные разногласия, которые не могут быть разрешены стандартной судебной системой. Действие этой системы распространяется только на данной территории, поэтому она не всегда может найти решение глобального конфликта. Кроме того, зачастую судебные процессы затягиваются и приносят убытки, поэтому в действительности владельцу товарного знака быстрее и проще вступить в сотрудничество с киберсквоттером и выкупить свои права на доменное имя, а не требовать их через суд.

В начале следует понять, что из себя представляет киберсквоттинг. Киберсквоттинг – регистрация доменных имён, содержащих торговую марку, принадлежащую другому лицу, с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования. Люди, практикующие такие действия, называются киберскво́ттерами. Например, вбив нужное название, вы обнаруживаете, что в интернете таких страничек нет. Но ваша радость длится недолго. Выясняется, что нужный вам домен (адрес сайта) много лет назад был оформлен на человека, который до сих пор не создал сайт. Причем на это лицо оформлены десятки и сотни других доменов. Поздравляем, вы столкнулись с явлением, которое называется «киберсквоттинг». Киберсквоттинг определяют как регистрацию доменного имени с нарушением прав третьих лиц в целях получения выгоды либо других преимуществ.
Похожим нарушением считается «домен греббинг» — преднамеренная регистрация лицом многих доменных имен для их перепродажи или ограничения деятельности конкурентов.
Простейшая схема киберсквоттинга и домен греббинга выглядит так: изучить рынок, «прикинуть» насколько востребованным будет определенное название в перспективе, оформить такое название на себя, после чего залечь на дно и ждать покупателя, готового приобрести доменное имя либо вынужденного это сделать.

Определить пустующие доменные имена очень просто. Впишите в браузер тот или иной адрес. Если появится сообщение вроде «Не удается получить доступ к сайту», «Сайт находится на стадии разработки» или «Данный сайт продается», то доменное имя вероятнее всего находится в руках злоумышленника.

Если вы попросите владельца doctor.uz отдать этот неиспользуемый домен, то его предложат купить за $5−10 тыс. При том, что оформление и поддержание любого домена обходится всего лишь в 15−20 тыс. сум в год.

Недобросовестные “предприниматели” таким образом зарабатывают на теневом рынке доменов. Реальные цифры оборота такого рынка определить попросту невозможно, ведь домены, как правило, перепродают за наличные.
Итак, Законодательство и уполномоченные государственные органы Республики Узбекистан всегда были против захвата доменных имен и обогащения за счет них.
«Положение о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «Uz» (рег. №1830 от 23.06.2008 г.) запрещает использовать доменное имя в целях киберсквоттинга и домен греббинга.

Также не допускается использование доменного имени исключительно для передачи его определенному третьему лицу, если такое действие вызвано корыстным намерением заявителя, направленным на получение выгоды, рассчитанным на потенциальный интерес третьего лица или иного потенциально заинтересованного лица.
Примером таких действий является регистрация в 2020 году неизвестными лицами домена humoair.uz в день, когда объявили о создании авиакомпании Humo Air.
Наконец, запрет действует в отношении использования доменного имени, который нарушает исключительные права других лиц, к примеру, на товарный знак, наименование места происхождения товара, фирменное наименование и пр.

Во всех этих случаях при грамотном подходе можно законными способами освободить и аннулировать регистрацию доменного имени.
Если говорить в общих чертах, то для изъятия домена необходимо установить данные недобросовестного владельца, после чего подать на него в суд. Других путей решения проблемы пока не предусмотрено.

Если говорить конкретно, то для освобождения и аннулирования доменного имени требуется предпринять следующие основные шаги:
  • через сайт Администрации доменной зоны «UZ» (cctld.uz) нужно определить данные физического или юридического лица, на которое оформлено доменное имя. Если информация о владельце скрыта, целесообразно выявить ее, направив адвокатский запрос в Администрацию доменной зоны «UZ»;
  • подать исковое заявление в экономический суд (если стороны являются юридическими лицами) или гражданский суд (если хотя бы одна из сторон является физическим лицом);
  • зарегистрировать на свое имя доменное имя и начать его использовать по прямому назначению.
  • решающим фактором, на который, по нашему мнению, необходимо обращать внимание судам при рассмотрении доменных споров, являются корыстные интересы и недобросовестность текущего владельца и, наоборот, обоснованность и честность намерений лица, желающего забрать доменное имя.
Последнее можно подтвердить наличием зарегистрированного товарного знака, фирменного наименования и т. д.
Поэтому, если вы хотите создать сайт в доменном имени, которое удерживается профессиональным торговцем доменами, не теряйте надежду.
Самостоятельная работа
Проверочный тест №5
Пройдите тестирование, чтобы закрепить пройденный материал
Начать тест
Кто такой информационный посредник в соответствие с законодательством Республики Узбекистан?
Неправильно
Правильный ответ!
Это неправильный ответ
Далее
Проверить
Узнать свой результат
В каких целях используют доменное имя?
Правильный ответ!
Неправильный ответ
Не верно
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Предусматривает ли законодательство Республики Узбекистан “право на забвение”?
Неправильный ответ
Не верно
Корректный ответ
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Какими правами обладает информационный посредник?
Неверный ответ
Ответ правильный
Неправильно
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Что вы понимаете под киберсквоттингом?
Это неточный ответ
А вот это правильный ответ!
Неправильно
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Ой! Ну... такое
Пока никто не видел, давай повторим материал?
Пройти еще раз
Неплохо, но...
У тебя может получиться лучше. Попробуй повторить материал
Пройти еще раз
Ты молодец! 
Так держать! Продолжай в том же духе!
Пройти еще раз
Глоссарий

Информационный посредник – юридическое или физическое лицо, которое на договорной основе оказывает услуги, связанные с оборотом электронных документов. Информационный посредник не вправе изменять содержание электронных документов или порядок их использования, если иное не предусмотрено договором с участниками электронного документооборота. Для целей электронной коммерции информационным посредников является юридическое лицо, оказывающее услуги, связанные с оборотом электронных документов и электронных сообщений в электронной коммерции;
Информатизация — организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в информации с использованием информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем
Информационный ресурс — информация, банк данных, база данных в электронной форме в составе информационной системы, в том числе аудио-, видео-, графическая и текстовая информация, размещаемая либо публикуемая в информационных системах с открытым доступом;
Собственник информационных ресурсов или информационных систем — юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами или информационными системами;
Владелец информационных ресурсов или информационных систем — юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение информационными ресурсами или информационными системами в пределах прав, установленных законом или собственником информационных ресурсов, информационных систем;
База персональных данных — база данных в виде информационной системы, содержащая в своем составе персональные данные;
Доменное имя — уникальное имя, присвоенное информационному ресурсу или информационной системе, служащее для их идентификации во всемирной информационной сети Интернет;
Электронной коммерцией является купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем (далее — договор в электронной коммерции);
Агрегатор — электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок «в один приём». Агрегатор рационализирует снабжение благодаря использованию большого числа каталогов, ориентированных по группам покупателей.


Источники для самостоятельного изучения
  1. Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции». https://www.lex.uz/acts/165497
  2. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации». https://www.lex.uz/acts/82956
  3. Закон Республики Узбекистан «О телекоммуникациях». https://www.lex.uz/acts/33152
  4. Закон Республики Узбекистан «О персональных данных». https://lex.uz/docs/4396428
  5. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о порядке организации деятельности информационных посредников-организаторов электронных ярмарок, аукционов и конкурсов». https://lex.uz/docs/3014800;
  6. “Правила оказания телекоммуникационных услуг”, утверждены Приказом Министра по развитию информационных технологий и телекоммуникаций Республики Узбекистан №208-мх от 30 июня 2020 г. (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 30 июня 2020 г. Регистрационный № 3275) https://lex.uz/docs/4966416;
  7. Положение «О порядке регистрации и пользования доменными именами в домене «UZ» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 23 июня 2008 г. Регистрационный № 1830) https://lex.uz/docs/1368179;
  8. Интернет в Узбекистане: законодательство и практика: https://medialaw.asia/document/-1210
Назад
Вперед