Защита неприкосновенности частной жизни и персональных данных. Право на изображение

Неприкосновенность частной жизни


Статья 27 Конституции Республики Узбекистан устанавливает, что каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища*. (*примечание: неприкосновенность жилища гражданина в данном модуле не рассматривается, так как связана с физическими действиями в отношении неприкосновенности жилища, и данный вид правонарушения не может происходить в цифровой сфере)

Вместе с тем, это правило закреплено и в статье 10 Закона "О связи". Согласно статье 13 Закона "О принципах и гарантиях свободы информации", не допускается сбор, хранение, обработка, распространение и использование информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей тайну частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме случаев, установленных законодательством.
Таким образом, из приведенных норм ясно, что разглашение тайны переписки (разговоров) запрещается.

Право на неприкосновенность частной жизни включает:
● запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия;
● право на тайну связи;
● право на неприкосновенность жилища;
● право контролировать информацию о себе;
● право на защиту чести и доброго имени (рассмотрено в модуле 3);
● право на защиту персональных данных;
врачебную тайну, тайну усыновления, и другие виды профессиональной тайны.
Никто не вправе нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом. Неприкосновенность частной жизни относится к категории личных неимущественных прав по гражданскому законодательству (статья 99 Гражданского кодекса Республики Узбекистан) и подлежит защите.
Закон Республики Узбекистан ”Об оперативно-розыскной деятельности” предусматривает случаи и условия нарушения тайны переписки и телефонных разговоров граждан. Так в указанном законе предусматриваются основания для прослушивания телефонных и иных переговоров, ведущихся с помощью телекоммуникационных средств.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
  • наличие уголовного дела;
  • письменное поручение органов дознания, следствия, указание и поручение прокурора;
  • сведения, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о признаках подготовки, совершения преступления, а также о лицах, причастных к их подготовке или совершению, если нет достаточных оснований для возбуждения уголовного дела;
  • наличие информации о лицах, событиях, действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности личности, общества и государства;
  • сведения, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших лицах и иных лицах в случаях, предусмотренных законодательством, а также об обнаруженных неопознанных трупах;
  • запросы, поступившие на основании международных договоров Республики Узбекистан по вопросам сотрудничества в области борьбы с преступностью и оказания правовой помощи;
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
К одному из видов оперативно-розыскной деятельности отнесено прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятие передаваемой по ним информации. Данный вид оперативно-розыскного мероприятия предусматривает негласное прослушивание, перехват и фиксацию ведущихся переговоров, в том числе передаваемой текстовой, графической и мультимедийной информации, на каналах связи, с использованием специальных технических средств. Данный вид мероприятия включает в себя перехват и фиксацию информации, передаваемой в сети Интернет.

Статья 16 Закона Республики Узбекистан ”Об оперативно-розыскной деятельности” предусматривает, что “проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, курьерских отправлений и телеграфных сообщений, передаваемых по каналам связи, а также направленных на получение информации о соединениях между абонентами или абонентскими устройствами, допускается на основании санкции прокурора”.

В случаях, не терпящих отлагательства, на основании мотивированного постановления утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных выше, с обязательным уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов.

В случае проведения длящегося оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного частью первой статьи 16 Закона Республики Узбекистан ”Об оперативно-розыскной деятельности”, орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан получить санкцию прокурора о проведении такого мероприятия в течение двадцати четырех часов с момента его начала либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью граждан, имуществу юридических и физических лиц, а равно в отношении их родных и близких по их заявлению или с их письменного согласия разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятие передаваемой по ним информации, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с законодательством с обязательным уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов.

За нарушение неприкосновенности частной жизни законодательством предусматривается административная ответственность. Статья 461 КоАП РУз предусматривает, что незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия влечет наложение штрафа от десяти до сорока БРВ.

В случае, если нарушение неприкосновенности частной жизни совершено повторно в течение 1 года после применения административного взыскания за такие же действия, законодательством предусматривается применение уголовной ответственности в соответствии со статьей 1411 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Ответственность по данной статье предусматривает наказание в форме штрафа от пятидесяти до ста БРВ или обязательные общественные работы до трехсот часов либо исправительные работы до двух лет.
При этом несмотря на то, что в рассматриваемых статьях Кодекса об административной ответственности и уголовном кодексе прямо не предусмотрена ответственность за распространение сведений, составляющих личную или семейную тайну гражданина в сети Интернет, однако данные статьи применяются в том числе и в случае распространения таких сведений в сети Интернет.
Понятие «частная жизнь» содержит различные аспекты жизнедеятельности личности и информации о нем. Поэтому, в частности, информация о персональных данных физических лиц, все виды “профессиональной тайны” (врачебная, банковская, адвокатская, нотариальная, страховая, тайна усыновления) относятся к категории конфиденциальной информации. Вопросы, касающиеся персональных данных, будут рассмотрены ниже в данном модуле.

Статья 14 Закона Республики Узбекистан “Об информатизации” предусматривает право на свободный доступ физических лиц к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, на уточнение этих сведений в целях обеспечения их полноты и достоверности. Доступ физических лиц к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, может быть ограничен законом. Отказ собственника или владельца информационных ресурсов физическим лицам в доступе к информационным ресурсам, содержащим сведения о них, может быть обжалован в суде.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка[1] закрепляет норму о том, что сведения конфиденциального характера, получаемые должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обязанностей или требования правосудия не требуют иного. Данное требование отражено в статье 17 Закона Республики Узбекистан «Об оперативно-розыскной деятельности».

Понятие частная жизнь включает также охрану личной или семейной тайны, а также других общественных отношений, связанной с личностью гражданина. Личную тайну, например, могут составлять сведения о состоянии здоровья, деловых и иных связях, в то время как семейная тайна состоит из обстоятельств, которые касаются членов семьи и семьи в целом (например, тайна усыновления).

В случае разглашения тайны усыновления, а именно разглашение тайны усыновления или удочерения детей-сирот либо детей, лишенных родительской опеки, совершенное вопреки воле усыновителей или удочерителей либо органа опеки и попечительства, статьей 125 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусматривается уголовная ответственность в виде штрафа от пятидесяти до ста БРВ или обязательными общественными работами до трехсот часов либо исправительными работами до двух лет.


Банковская тайна также является одним из видов информации, составляющих частную жизнь гражданина, и относится к категории профессиональных тайн. Банковская тайна охраняется в соответствие с Законом Республики Узбекистан «О банковской тайне»).
Банковской тайной являются защищаемые банком сведения:
  • об операциях, счетах и вкладах своих клиентов (корреспондентов);
  • о своем клиенте (корреспонденте), полученные банком в связи с оказанием ему банковских услуг;
  • о наличии, характере и стоимости имущества клиента (корреспондента), находящегося на хранении в сейфах и помещениях банка;
  • о межбанковских операциях и сделках, совершенных по поручению клиента (корреспондента) или в его пользу;
  • о клиенте (корреспонденте) другого банка, ставшие известными в результате обращения сведений, составляющих банковскую тайну, между банками;
  • об участниках накопительной пенсионной системы, размере и движении сумм пенсионных взносов, пенсионных накоплениях на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан.

Таким образом без согласия владельца банковской тайны или без соответствующей санкции прокурора (в других случаях, предусмотренных Законом Республики Узбекистан “Об оперативно-розыскной деятельности”), распространение сведений, составляющих банковскую тайну, является нарушением закона и влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 46 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Врачебная тайна также является профессиональной тайной, и относится к частной жизни гражданина.
Понятие и нормы об охране врачебной тайны предусмотрены ст. 45 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан».
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.
Не допускается без согласия гражданина или его законного представителя разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных следующим пунктом.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
  • в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до четырнадцати лет для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий либо несчастного случая.
Лица, которым в установленном порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны ответственность в соответствии со статьей 46 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

В статье 46 Кодекса об административной ответственности установлена ответственность за разглашение врачебной или коммерческой тайны, тайны переписки и иных сообщений, нотариальных действий, банковских операций и сбережений, а равно иных сведений, которые могут причинить моральный либо материальный ущерб гражданину, его правам, свободам и законным интересам.

Точно также и в статье 143 Уголовного кодекса определена уголовная ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений.

Законодательство Республики Узбекистан предусматривает еще несколько видов так называемых “профессиональных тайн”, которые в том числе относятся к неприкосновенности частной жизни:

- налоговая тайна (ст. 29 Налогового кодекса Республики Узбекистан):
Налоговую тайну составляют полученные уполномоченными органами сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) общедоступных, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;
4) о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, и постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость;
5) о суммах уплаченных налогов и налоговой задолженности;
6) об участниках юридического лица;
7) о среднесписочной численности работников;
8) о суммах доходов и расходов по данным финансовой отчетности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению государственными органами, их должностными лицами, привлекаемыми специалистами и экспертами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

К разглашению налоговой тайны не относится предоставление налоговым или иным соответствующим органам других государств в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан запрашиваемых сведений о налогоплательщике.
Поступившие в государственные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную законом.


- адвокатская тайна (ст. 9 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре»):
Адвокат обязан хранить адвокатскую тайну. Предметом адвокатской тайны является сам факт обращения доверителя (подзащитного) к помощи адвоката, вопросы, по которым доверитель (подзащитный) обратился за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных доверителем (подзащитным) от адвоката, все иные сведения, касающиеся содержания бесед адвоката с доверителем (подзащитным).

Адвокату, помощнику адвоката, стажеру адвоката, должностным лицам и техническим работникам адвокатских бюро, коллегий и фирм запрещается разглашать сведения, составляющие предмет адвокатской тайны, и использовать эти сведения в своих интересах или интересах третьих лиц.

- тайна нотариальных действий (ст. 6 Закона Республики Узбекистан «О нотариате»):
Нотариусу, другим должностным лицам, совершающим нотариальные действия, а также лицам, которым о совершаемых нотариальных действиях стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей, запрещается разглашать ставшие известными им сведения, в том числе и после прекращения трудового договора.
Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
Справки (сведения) о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов дознания и следствия в связи с находящимися в их производстве делами.

Нотариусами также выдаются:
  • специально уполномоченному государственному органу — справки (сведения) о совершенных нотариальных действиях, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
  • органу государственной налоговой службы — справки об удостоверении договоров купли-продажи недвижимого имущества, договоров аренды имущества и размере арендной платы, а также о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в собственность граждан;
  • органу внутренних дел — справки об удостоверении доверенностей на право пользования и (или) распоряжения, договоров отчуждения, аренды, безвозмездного пользования, залога, лизинга автомототранспортных средств;
  • в филиал государственного предприятия землеустройства и кадастра недвижимости в районе (городе) — сведения о кадастровом номере отчуждаемого недвижимого имущества и о приобретателе;
  • кредитному бюро по его запросу — справки (сведения) об отсутствии запрещения отчуждения или ареста объекта, являющегося предметом сделки;
  • риэлторской организации по ее запросу — справки (сведения) об отсутствии запрещения отчуждения или ареста объекта недвижимости, являющегося предметом сделки;
  • заинтересованным лицам после смерти завещателя — справки о завещании.
Сведения о совершенных нотариальных действиях предоставляются Счетной палате Республики Узбекистан по ее запросу в целях осуществления возложенных на нее задач.
Представление справок (сведений) может осуществляться с применением информационно-коммуникационных технологий.

- тайна завещания (ст. 1128 Гражданского кодекса Республики Узбекистан):
Нотариус, другое должностное лицо, удостоверяющее завещание, а также гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, его составления, отмены или изменения.

- тайна усыновления (ст. 153 Семейного кодекса Республики Узбекистан, ответственность за незаконное разглашение тайны предусмотрена в ст. 125 Уголовного кодекса Республики Узбекистан):
Тайна усыновления охраняется законом.
Воспрещается без согласия усыновителей, а в случае их смерти — без согласия органа опеки и попечительства ознакомление с содержанием книг регистрации актов гражданского состояния или иных документов, выдача из них выписок или иных сведений, из которых было бы видно, что усыновители не являются родителями усыновленного.
Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усыновителя или органа опеки и попечительства, несут установленную законом ответственность.

- тайна страхования (ст. 26 Закона Республики Узбекистан «О страховой деятельности»).
Согласно статье 13 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», информационная безопасность личности обеспечивается путем создания необходимых условий и гарантий свободного доступа к информации, защиты тайны частной жизни, защиты от противоправных информационно-психологических воздействий.
Не допускается сбор, хранение, обработка, распространение и использование информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей тайну частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме случаев, установленных законодательством.
Запрещается использование информации о физических лицах в целях причинения им материального ущерба и морального вреда, а также воспрепятствования в реализации их прав, свобод и законных интересов.

Юридические и физические лица, получающие, владеющие и использующие информацию о гражданах, несут предусмотренную законом ответственность за нарушение порядка использования этой информации.

[1] Принят на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в соответствии с Резолюцией № 34/169 от 17 декабря 1979 г. Одобрен Постановлением Олий Мажлиса РУз от 30 августа 1997 года № 507-I. https://clck.ru/dWN6y
Хартия печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана (о документе можно узнать на сайте Общественного фонда поддержки СМИ) определяет следующие аспекты частной жизни: личная и семейная тайна, в том числе брачные и интимные отношения, сексуальная ориентация, религиозные мировоззрения, дружеские отношения, способы времяпровождения, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, компьютерных или иных сообщений. Под частной территорией для целей Хартии понимается: либо жилое помещение, домостроение, включая приусадебную территорию, номера в гостиницах, пансионатах, санаториях, и т.п.: больничные палаты. Необходимо отметить, что данная Хартия – не имеет юридической силы, это этический кодекс.
Как мы видим, не предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан исключения из данных правил. Согласно международной практике отступление от права на неприкосновенность частной жизни возможно в случаях, когда распределение данной информации необходимо для защиты общественных интересов. Этот вопрос судами Республики Узбекистан не был рассмотрен вообще. Разъяснения Конституционного суда и Верховного Суда тоже отсутствуют.

Словосочетание «общественный интерес» встречается единственный раз в статье 8 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», где отмечается, что государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, распространение, использование и хранение информации. Не допускается ограничение права на информацию в зависимости от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Органы государственной власти и управления, органы самоуправления граждан, общественные объединения и другие негосударственные некоммерческие организации и должностные лица обязаны в установленном законодательством порядке обеспечивать каждому возможность ознакомления с информацией, затрагивающей его права, свободы и законные интересы, создавать доступные информационные ресурсы, осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

Если обратиться к международным стандартам в области частной жизни, право на частную жизнь должно уступать место там, где затрагивается более важный общественный интерес. Право общественности на информацию, поддерживаемое в рамках свободы выражения мнений, устанавливает ограничение на право уважения сферы частной жизни человека при определенных обстоятельствах.

Для защиты нарушенных прав лицо, которое считает, что нарушена неприкосновенность его частной жизни или были без его согласия распространены сведения, составляющие его персональные данные, такое лицо вправе обратится в правоохранительные органы или в суд соответствующей компетенции с заявлением. В заявлении необходимо указать обстоятельства нарушения и представить доказательства нарушения прав данного лица.

Персональные данные

Персональные данные относятся к личным неимущественным правам личности, и также охраняются законом.

Википедия дает следующее определение персональным данным: “сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), которые могут быть предоставлены другим лицам”.

Закон Республики Узбекистан “Об информатизации” (ст. 13) определяет, что персональные данные физических лиц относятся к конфиденциальной информации. Статья 3 Закона Республики Узбекистан “О принципах и гарантиях свободы информации” определяет конфиденциальную информацию как “документированную информацию, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством”. Таким образом персональные данные являются информацией ограниченного доступа, распространение которой должно осуществляться с соблюдением требований законов.

Гражданский кодекс Республики Узбекистан не содержит отдельных специальных положений, касающихся персональных данных. Специальный Закон Республики Узбекистан “О персональных данных”, который ввел понятийный аппарат, а также регламентирует режим использования персональных данных, был принят 2 июля 2019 года (вступил в силу 1 октября 2019 г.). Одной из основных предпосылок принятия отдельного закона стало активное развитие сети Интернет в Узбекистане, что привело к возникновению множества государственных и частных ресурсов, которые собирали и использовали персональные данные, а также отсутствию законодательного понятия “персональных данных”, норм, регламентирующих порядок сбора, хранения, распространения персональных данных, что приводило к многочисленным вопросам и случаям незаконного распространения персональных данных граждан.
Статья 4 Закона Республики Узбекистан “О персональных данных” дает следующее определение персональным данным: “зафиксированная на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе информация, относящаяся к определенному физическому лицу или дающая возможность его идентификации”.

Закон Республики Узбекистан “О персональных данных” не раскрывает перечень сведений, которые относятся к персональным данным, относя к таким сведениям любые сведения, которые позволяют идентифицировать конкретное физическое лицо.
Таким образом к персональным данным можно отнести следующие сведения о физическом лице: фамилия, имя и отчество; дата рождения; место рождения; адрес постоянного или временного проживания; сведения о семье, социальном положении; сведения о доходах и имущественном положении; данные об образовании, профессии, должности; биометрические и генетические персональные данные (отпечаток пальца, сетчатки глаз, другие биометрические данные); и другие данные.

Уполномоченным государственным органом в области персональных данных является Государственный центр персонализации при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Он ведет Государственный реестр баз персональных данных, выдает свидетельство о регистрации базы персональных данных в реестре и осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением требований законодательства о персональных данных.

База персональных данных формируется путем сбора персональных данных, необходимых и достаточных для выполнения задач, осуществляемых собственником и (или) оператором, а также третьим лицом.

При этом статья 29 Закона Республики Узбекистан “О персональных данных” вводит понятие общедоступных персональных данных и особый режим работы с такими данными:
- Общедоступными персональными данными являются персональные данные, доступ к которым является свободным с согласия субъекта или на которые не распространяются требования соблюдения конфиденциальности.
- В целях информационного обеспечения населения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе биографические справочники, телефонные, адресные книги, общедоступные электронные информационные ресурсы).
- В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом.
- Сведения о субъекте могут быть исключены из общедоступных источников персональных данных по его обращению, поданному в той форме, в какой было дано согласие, либо в письменной форме, в том числе в виде электронного документа, а также по решению уполномоченного государственного органа или суда.
Использованием персональных данных являются действия с персональными данными, направленные на реализацию целей деятельности собственника, оператора и третьего лица.
Обработка персональных данных осуществляется только с согласия субъекта на их обработку в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения. При необходимости обработки в целях защиты прав и законных интересов субъекта их обработка допускается без его согласия до момента, когда получение согласия станет возможным.
Персональные данные могут использоваться только для ранее заявленных целей их сбора при условии обеспечения необходимого уровня защищенности данных.
Базы персональных данных подлежат регистрации в Государственном реестре баз персональных данных. Регистрация базы персональных данных осуществляется по заявочному принципу путем уведомления.

Пользование Информационной системой по ведению государственного реестра, в том числе вход в систему для подачи заявления осуществляется посредством единой информационной системы идентификации пользователей «Электронного правительства» id.gov.uz

При включении персональных данных в базу субъект должен быть уведомлен в письменной форме о целях обработки данных и его правах. В случае передачи данных третьему лицу собственник или оператор в течение трех дней должны письменно уведомить об этом субъекта.

Законом запрещается обработка специальных персональных данных — это данные о расовом или социальном происхождении, политических, религиозных или мировоззренческих убеждениях, членстве в политических партиях и профессиональных союзах, а также данные, касающиеся физического или душевного (психического) здоровья, сведения о частной жизни и судимости.

Обработка специальных персональных данных допускается только в целях обеспечения государственной безопасности от внешних и внутренних угроз уполномоченным органом, если субъект дал согласие в письменной форме на обработку, если данные опубликованы субъектом в общедоступных источниках, в целях защиты прав и законных интересов субъекта или других лиц и в ряде других случаев.

Для обработки специальных персональных данных требуется согласие субъекта в письменной форме, в том числе в виде электронного документа. За несовершеннолетних субъектов согласие дают родители (опекуны, попечители), а в случае их отсутствия — органы опеки и попечительства.

Биометрические (характеризующие анатомические и физиологические особенности субъекта) и генетические (относящиеся к унаследованным или приобретенным характеристикам субъекта) данные могут обрабатываться только при наличии согласия субъекта, за исключением случаев, связанных с реализацией международных договоров Узбекистана, осуществлением правосудия, исполнительным производством, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

При обработке персональных данных для проведения исторических, статистических, социологических, научных исследований собственник и оператор, а также третье лицо обязаны их обезличить.
Предоставлением персональных данных являются действия, направленные на раскрытие персональных данных конкретному лицу. Предоставление персональных данных органам государственного управления осуществляется безвозмездно.
Субъект при отказе в предоставлении своих персональных данных имеет право не указывать причины своего отказа. В таком случае персональные данные подлежат уничтожению.

Государство гарантирует защиту персональных данных. Собственник и оператор или другое получившее доступ к персональным данным лицо обязаны соблюдать требование о недопустимости их раскрытия и распространения без согласия субъекта или наличия другого законного основания.

Статья 462 КоАП РУз “Нарушение законодательства о персональных данных” была введена в июне 2021 года. Указанная статья предусматривает, что: “Незаконный сбор, систематизация, хранение, изменение, дополнение, использование, предоставление, распространение, передача, обезличивание и уничтожение персональных данных, а равно несоблюдение при обработке персональных данных граждан Республики Узбекистан с использованием информационных технологий, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, требований по сбору, систематизации и хранению персональных данных на технических средствах, физически размещенных на территории Республики Узбекистан, и в базах персональных данных, зарегистрированных в установленном порядке в Государственном реестре баз персональных данных, влечет наложение штрафа на граждан в сумме семи, а на должностных лиц — пятидесяти БРВ.
Также за нарушение законодательства о персональных данных предусмотрена уголовная ответственность в соответствие со статьей 1412 Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных применяется после применения административного взыскания за такие же действия, и наказывается штрафом от ста до ста пятидесяти БРВ или лишением определенного права до трех лет либо исправительными работами до двух лет. Часть 2 статьи 1412 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусматривает более высокий уровень ответственности за совершение тех же действий: совершенных по предварительному сговору группой лиц; совершенных повторно или опасным рецидивистом; совершенных из корыстных или иных низменных побуждений; совершенных с использованием служебного положения; или повлекшими тяжкие последствия и наказываются штрафом от ста пятидесяти до двухсот БРВ или исправительными работами от двух до трех лет или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.

Действие закона не распространяется на отношения, возникающие при: обработке персональных данных физическим лицом в личных, бытовых целях и не связанной с его профессиональной или коммерческой деятельностью; формировании, хранении и использовании архивных документов, содержащих персональные данные; обработке персональных данных, отнесенных к сведениям, составляющим государственные секреты; обработке персональных данных, полученных в ходе оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, борьбы с преступностью, охраны правопорядка, а также в рамках противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности.

Лицо, которое считает, что неприкосновенность его частной жизни, была нарушена, а равно были разглашены сведения. которые касаются тайны переписки, врачебной, банковской или иной тайны, являющейся конфиденциальной информацией, относящейся к данному лицу, имеет право обращаться в суд для рассмотрения вопроса определения вины распространителя, возмещения ущерба и морального вреда, причиненных в результате раскрытия тайны данной стороной. Суды осуществляют правовую оценку каждой отдельной ситуации по конкретному делу.

Право на изображение


Согласно статье 99 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, право на изображение является неотъемлемым и неприкосновенным правом личности.
Однако в национальном законодательстве четко не определены границы неприкосновенности права граждан на изображение.
(Например, в Республике Казахстан:
- в соответствии с п.1 ст.145 Гражданского кодекса Республики Казахстан, никто не имеет право использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти - без согласия на то наследников;
- Согласно п.4 ст. 78 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан осуществление любой съемки либо записи должно происходить с уведомлением лица о такой съемке или записи. Осуществление скрытой съемки или записи без предупреждения не могут быть использованы в качестве доказательства)

В частности, в действующем законодательстве Республики Узбекистан не предусмотрены вопросы о требовании получения или неполучения разрешения у гражданина для того, чтобы сфотографировать его, и использовать фотографии, снятые во время массовых мероприятий или в общественных местах.

В настоящее время, когда существуют простые и быстрые способы распространения информации, это становится причиной некоторых конфликтных ситуаций и недоразумений в обществе, в том числе в Интернете.

По информации Министерства юстиции Республики Узбекистан, в новую редакцию Гражданского кодекса планируется ввести новые нормы, которые будут касаться защиты изображения гражданина, а также дополнительные нормы, которые будут касаться защиты чести, достоинства и деловой репутации.

На портале обсуждения проектов нормативно-правовых актов regulation.gov.uz 25.02.2021 г. был размещен проект новой редакции Гражданского кодекса Республики Узбекистан (https://regulation.gov.uz/ru/d/29059), статья 30 которого предусматривает гражданско-правовой режим права на изображение.


(проект) Статья 30. Охрана изображения гражданина
Портрет - это узнаваемый внешний образ конкретного физического лица, отраженный на определенном носителе через видео, скульптуру, живопись и т.д. Фотографирование и видеосъемка гражданина (в том числе создание его фотоснимка, а также видеозаписей или произведений изобразительного искусства с его изображением) и дальнейшее использование изображения, такими способами, как публикация, воспроизведение, распространение, прокат, выставка и т. д. допускаются только с согласия этого гражданина. В случаях, когда гражданин является несовершеннолетним или признан недееспособным, необходимо получение согласия его законных представителей.

Такое согласие не требуется в случаях, когда:
  • использование изображения осуществляется в государственных или общественных интересах, в том числе для защиты правопорядка, уведомлении о происшествиях, угрожающих государственной и общественной безопасности, совершенных владельцем имени преступлениях, о его пропаже без вести, а также при исполнении государственными органами в служебных целях;
  • изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), когда изображение гражданина является частью общей картины и происходящего процесса;
  • использование изображений и фотографий государственных и общественных деятелей, известных представителей науки, культуры и других сфер для распространения общественно значимой информации;
  • фото и видеосъемка гражданина осуществляются или используются в целях защиты данного гражданина;
  • при использовании изображения гражданина, позировавшего за плату, по назначению.
Под использованием изображения гражданина понимается распространение, обработка и обнародование изображения данного гражданина. Для использования изображения гражданина после его смерти, требуется согласие его законных представителей - муж (жена) или дети, родители, использование изображения гражданина без их согласия не допускается.

Согласие на фото или видео съемку и на его дальнейшее использование может быть выдано в письменной либо устной форме, или подтверждено другими действиями, явно указывающими на согласие владельца.

Согласие на фото или видео съемку и на его дальнейшее использование, полученное одним лицом, не наделяет таким правом других лиц.

Изображения гражданина, полученные и используемые в нарушении требований части первой данной статьи, подлежат удалению из соответствующих хранилищ (из памяти фото и видео камер, мобильных телефонов и других оборудований), материальные ценности с таким изображением подлежат изъятию из оборота и уничтожению, а также удалению из любых печатных и электронных средств массовой информации, сети Интернет и материалов рекламного характера.

Если лицом (лицами), осуществляющим фото или видео съемку и использующим его изображение, в добровольном порядке не соблюдаются требования части пятой данной статьи, гражданин (после его смерти – муж (жена), дети, родители, если лицо признано недееспособным - его законные представители) имеет право обращаться в суд с таким требованием.

Возмещение нанесенного гражданину и лицу, осуществляющему фото и видео съёмку, и пользующему правом использования изображением данного гражданина материального и морального ущерба, из-за несоблюдения требований настоящей статьи, разрешается в судебном порядке.
Таблица 2
Самостоятельная работа
Проверочный тест №2
Пройдите тестирование, чтобы закрепить пройденный материал
Начать тест
Какие виды информации относятся к “профессиональной тайне”?
Не верно
Правильно!
Неправильно
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Что из перечисленного относится к персональным данным?
Правильный ответ!
Не верно
Неправильный ответ
Далее
Проверить
Узнать свой результат
На основании какого документа можно получить доступ к переписке физического лица?
Неправильный ответ
Корректный ответ!
Не верно
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Какими нормативными актами Республики Узбекистан закреплено право гражданина на защиту своей чести, достоинства и деловой репутации?
Все правильно!
Неправильный ответ
Неправильно
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Что включают в себя персональные данные? Выберите наиболее полное определение
Это неполный ответ
А вот это правильный ответ!
Ответ неполный. Поэтому неправильно
Далее
Проверить
Узнать свой результат
Ой! Ну... такое
Пока никто не видел, давай повторим материал?
Пройти еще раз
Неплохо, но...
У тебя может получиться лучше. Попробуй повторить материал
Пройти еще раз
Ты молодец! 
Так держать! Продолжай в том же духе!
Пройти еще раз
Глоссарий
  • неприкосновенность частной жизни – ценность, обеспечиваемая правом на неприкосновенность частной жизни;
  • персональные данные – зафиксированная на электронном, бумажном и (или) ином материальном носителе информация, относящаяся к определенному физическому лицу или дающая возможность его идентификации;
  • Интернет-СМИ – Средство массовой информации в виде веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет является информационным ресурсом в сети Интернет, содержащим документы и сведения в электронной форме, прошедшие редакционно-издательскую обработку, предназначенные для распространения в неизменном виде;

Нормативно-правовые акты для изучения:
  1. Конституция Республики Узбекистан https://lex.uz/docs/35869;
  2. Гражданский кодекс Республики Узбекистан https://lex.uz/docs/111181;
  3. Уголовный кодекс Республики Узбекистан https://lex.uz/docs/111457#160360;
  4. Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности https://lex.uz/docs/97661;
  5. Закон Республики Узбекистан “О средствах массовой информации” https://www.lex.uz/acts/1106875;
  6. Закон Республики Узбекистан “Об информатизации” https://www.lex.uz/acts/82956;
  7. Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» https://lex.uz/docs/52709;
  8. Закон Республики Узбекистан “О персональных данных” https://lex.uz/docs/4396428;
  9. Закон Республики Узбекистан ”Об оперативно-розыскной деятельности” https://lex.uz/docs/2106527;
  10. Закон Республики Узбекистан «О банковской тайне» https://lex.uz/docs/41882;
  11. Закон Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» https://www.lex.uz/acts/41329
Назад
Вперед