Понятие цифровых прав и их соотношения с правами человека. Международные стандарты, связанные с Интернетом
Цифровые праваправа человека, заключающиеся в праве людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности, к сети интернет.[1]

Доступ в интернет признаётся как неотъемлемое право человека в соответствии с законодательством ряда стран.[2] (https://clck.ru/dndFY)
Согласно определению «Словаря тактической реальности» Конрада Беккера, «цифровые права человека — это расширение и применение универсальных прав человека к потребностям общества, основанного на информации…

Базисные цифровые права человека включают право доступа к электронной сети, право свободно общаться и выражать мнения в сети, и право на неприкосновенность частной сферы». В 1997 году на Кассельском художественном фестивале Documenta группой амстердамских активистов медиацентра De Waag впервые была представлена Хартия коммуникационных прав человека (The People’s Communication Charter). В ней формулировались требования, касающиеся сохранения общественного публичного пространства как общественного достояния и защиты её от покушений со стороны коммерческих и полицейских интересов. С 1997-го года свод коммуникационных прав человека был серьёзно доработан, и работа по их защите последовательно ведется общественной инициативой CRIS (Communication Rights in the Information Society, http://www.crisinfo.org, http://www.idash.org), в сотрудничестве с ЮНЕСКО, различными НПО и другими структурами международного значения.

Понятие цифрового права неразрывно связано с понятием цифровых услуг. Если нет в нужном объёме цифровых услуг, то и не может возникнуть цифрового права на их использование. Во времена аналоговых телефонов право на телефонную связь отсутствовало, так как общество не могло обеспечить телефонными линиями всех желающих. Переход к цифровой мобильной связи дал возможность обеспечить всех желающих мобильными телефонами. У каждого появилось право на цифровую телефонную связь, однако это право гражданин может утратить. При аресте мобильные телефоны изымаются.

Цифровые права гражданина могут быть ущемлены государством (например, правоохранительными органами), а также цифровые права гражданина могут быть ущемлены провайдером, который объявил о готовности предоставить цифровые услуги, заключил договор, но не желает выполнять его. Атаковать цифровые права гражданина могут различного рода мошенники. Одним из способов ущемления цифровых гражданских прав человека является навязывание ему совершенно ненужных цифровых услуг (например, спама).

Цифровые права личности


Цифровые права — права человека, заключающиеся в праве людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также доступ к сети Интернет.
Согласно резолюции ООН (A/HRC/20/2)

«…те же права, которые человек имеет в оффлайновой среде, должны также защищаться и в онлайновой среде, в частности право на свободу выражения мнений, которое осуществляется независимо от государственных границ и любыми средствами по собственному выбору, в соответствии со статьями 19 Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах...»


Цифровые права – это право на:
  • Интернет;
  • Шифрование;
  • Приватность;
  • Анонимность;
  • Доступ к информации;
  • Свободу выражения мнений.

Важнейшими цифровыми правами гражданина является права на конфиденциальность, анонимность, обезличенность его уже оцифрованной персональной информации. Эти права обеспечиваются в Республике Узбекистан Законом Республики Узбекистан «О персональных данных».

Основной ролью цифрового государства является защита цифровых прав своих граждан от посягательств на них злоумышленников, пытающихся дезинформировать общество или отдельного человека.