Доступ к правовой информации имеет большое значение для гражданского общества и развития правового государства. Одним из главных достижений является создание единой базы законодательства и внедрение механизма обсуждения проектов нормативных актов.
Официальные источники.
Основным источником правовой информации является Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (Lex.uz), где представлено текущее законодательство, включая законы, указы и постановления президента, правительственные акты, решения хокимиатов и другие нормативно-правовые документы.
На портале для всенародного обсуждения законопроектов regulation.gov публикуются проекты законов, указов, постановлений, приказов и решений центральных и местных органов государственной власти.
Закон Республики Узбекистан "О распространении правовой информации" (№ЗРУ-461) регулирует порядок распространения правовой информации в стране, определяя ее принципы и гарантии.
Право на доступ к правовой информации.
Закон закрепляет право каждого гражданина на получение достоверной, своевременной и полной правовой информации. Это включает сведения о законах, подзаконных актах, международных договорах, а также актах органов местного самоуправления.
Принципы распространения правовой информации.
Документ устанавливает основные принципы, которыми следует руководствоваться при предоставлении правовой информации:
Обязанности государственных органов по распространению правовой информации.
Государственные органы обязаны бесплатно предоставлять доступ к правовой информации через официальные веб-сайты и другие официальные источники. Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному размещению на официальных веб-сайтах принявших их органов в установленном порядке. Закон также определяет их обязанность информировать население об изменениях в законодательстве и консультировать граждан по правовым вопросам.
Способы предоставления правовой информации.
Закон предусматривает различные формы распространения правовой информации, такие как официальные публикации в СМИ, размещение на государственных информационных ресурсах и предоставление в печатном виде в государственных учреждениях.
Информационные службы.
В каждом государственном органе созданы информационные службы в задачи которых входит предоставление правовую информации, регулирующей деятельности государственного органа.По запросу физических и юридических лиц государственные органы и организации разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их деятельностью.
Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами и организациями, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов и организаций.
Правовое просвещение.
Важным аспектом доступа к правовой информации является правовое просвещение населения. Правовая пропаганда законодательных актов осуществляется следующими способами:
Защита прав граждан.
Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы и организации о предоставлении правовой информации, касающейся их деятельности. Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.
Предоставление правовой информации в электронном виде осуществляется бесплатно. За предоставление правовой информации на бумажном носителе может взиматься плата по соглашению сторон. Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.
Граждане имеют право обжаловать незаконные действия или бездействие должностных лиц, если они нарушают их право на доступ к правовой информации. Закон также устанавливает ответственность за препятствование получению правовой информации.
Несмотря на достигнутые успехи, остаются области для улучшения, включая упрощение языка законодательных актов, предоставление официального перевода на другие языки, опубликование разъяснений по применению законодательных актов.
Официальные источники.
Основным источником правовой информации является Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (Lex.uz), где представлено текущее законодательство, включая законы, указы и постановления президента, правительственные акты, решения хокимиатов и другие нормативно-правовые документы.
На портале для всенародного обсуждения законопроектов regulation.gov публикуются проекты законов, указов, постановлений, приказов и решений центральных и местных органов государственной власти.
Закон Республики Узбекистан "О распространении правовой информации" (№ЗРУ-461) регулирует порядок распространения правовой информации в стране, определяя ее принципы и гарантии.
Право на доступ к правовой информации.
Закон закрепляет право каждого гражданина на получение достоверной, своевременной и полной правовой информации. Это включает сведения о законах, подзаконных актах, международных договорах, а также актах органов местного самоуправления.
Принципы распространения правовой информации.
Документ устанавливает основные принципы, которыми следует руководствоваться при предоставлении правовой информации:
- Открытость и доступность;
- Обеспечение полноты и достоверности;
- Недопустимость вмешательства в частную жизнь при сборе и распространении информации;
- Равноправие граждан в доступе к информации.
Обязанности государственных органов по распространению правовой информации.
Государственные органы обязаны бесплатно предоставлять доступ к правовой информации через официальные веб-сайты и другие официальные источники. Электронные версии текстов нормативно-правовых актов подлежат обязательному размещению на официальных веб-сайтах принявших их органов в установленном порядке. Закон также определяет их обязанность информировать население об изменениях в законодательстве и консультировать граждан по правовым вопросам.
Способы предоставления правовой информации.
Закон предусматривает различные формы распространения правовой информации, такие как официальные публикации в СМИ, размещение на государственных информационных ресурсах и предоставление в печатном виде в государственных учреждениях.
Информационные службы.
В каждом государственном органе созданы информационные службы в задачи которых входит предоставление правовую информации, регулирующей деятельности государственного органа.По запросу физических и юридических лиц государственные органы и организации разъясняют порядок применения нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с их деятельностью.
Разъяснения о порядке применения нормативно-правовых актов, подготовленные государственными органами и организациями, имеют обязательную силу для структурных и территориальных подразделений этих органов и организаций.
Правовое просвещение.
Важным аспектом доступа к правовой информации является правовое просвещение населения. Правовая пропаганда законодательных актов осуществляется следующими способами:
- проведение конференций, встреч, семинаров, круглых столов и бесед;
- посредством средств массовой информации, в том числе организаций теле- и радиопередач, размещений статей и информационно-правовых материалов в печатных и электронных средствах массовой информации;
- распространение комментариев, брошюр, плакатов, буклетов и флаеров;
- через социальные рекламы (видеоролики, инфографики и др.) и другими видами пропаганды, не запрещенной законодательством.
Защита прав граждан.
Физические и юридические лица имеют право обращаться с запросом в государственные органы и организации о предоставлении правовой информации, касающейся их деятельности. Запрос о предоставлении правовой информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его поступления.
Предоставление правовой информации в электронном виде осуществляется бесплатно. За предоставление правовой информации на бумажном носителе может взиматься плата по соглашению сторон. Отказ в удовлетворении запроса о предоставлении правовой информации должен быть мотивированным.
Граждане имеют право обжаловать незаконные действия или бездействие должностных лиц, если они нарушают их право на доступ к правовой информации. Закон также устанавливает ответственность за препятствование получению правовой информации.
Несмотря на достигнутые успехи, остаются области для улучшения, включая упрощение языка законодательных актов, предоставление официального перевода на другие языки, опубликование разъяснений по применению законодательных актов.