В настоящее время ходит много споров о статусе «иностранный агент». Разбираемся, что это за статус и в законодательстве каких стран он присутствует.
Иностранный агент - лицо (физическое или юридическое), которое прямо или косвенно занимается политической и финансовой деятельностью в интересах иностранного государства. Законодательства многих стран налагают ограничения на деятельность иностранных агентов - СМИ, некоммерческих организаций (ННО) и физических лиц.
В российском законодательстве статус появился в 2012 году после принятия поправок к Федеральному закону «О некоммерческих организациях». В соответствии с этим законом статус «иностранного агента» получили российские некоммерческие организации (НКО).
По данным Deutsche Welle, из 200 НКО, признанных «иностранными агентами» с 2013 года по февраль 2021 года, 45 уже не выполняли функции «иностранного агента», 56 совершили добровольный самороспуск, 16 ликвидированы судом, 8 исключены из Единого государственного реестра юридических лиц и 74 сохраняются в реестре.
25 ноября 2017 года в качестве ответной меры на требование Министерства юстиции США о регистрации в качестве «иностранных агентов» Russia Today и Sputnik[11] был принят закон № 327-ФЗ, вводящий понятие СМИ — «иностранного агента».
На начало апреля 2021 года в реестр иностранных агентов входили 17 СМИ, в основном подчинённых проекту РСЕ/РС (Радио «Свобода», различные порталы Реалии), а также Голос Америки. На ноябрь 2021 года в реестре были уже 97 СМИ, в том числе 62 физических лица — граждане России. К февралю 2022 года их число возросло до 115.
В январе 2018 года Госдума приняла в первом чтении поправки, предполагающие признание физического лица «иностранным агентом» при распространении им материалов для неограниченного круга лиц и получении иностранного финансирования. Поправки ко второму чтению позволяли причислить к этой категории тех, кто распространяет сообщения и материалы СМИ — «иностранных агентов» или участвует в создании этих материалов и при этом получает финансирование из-за рубежа.
Таким образом, физлицами — «иностранными агентами» могли признать, например, журналистов, которые работают в СМИ, уже признанных в России таковыми. определять людей, которые войдут в список «агентов», должны Минюст и МИД. Исходя из текста законопроекта, физическое лицо может быть признано не просто «иностранным агентом», а «иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента», и в течение месяца это физическое лицо обязано учредить российское юридическое лицо и уведомить об этом власти. В зону риска попали работавшие в СМИ — «иностранных агентах» журналисты, граждане, работающие в компаниях с иностранным финансированием, или учёные, получившие зарубежные гранты. 2 декабря 2019 года поправки вступили в силу.
28 декабря 2020 года Минюст России опубликовал первый список физлиц, признанных СМИ — «иностранными агентами», среди которых — правозащитник Лев Александрович Пономарёв. На ноябрь 2021 года в этом реестре уже было 62 физических лица. В отличие от этого списка, список физлиц — «иностранных агентов» по состоянию на сентябрь 2021 был пуст.
В марте 2022 года минюст включил 7 физических лиц в реестр СМИ — «иностранных агентов», в том числе блогеров Евгения Понасенкова и Елизавету Осетинскую.
В США Иностра́нный аге́нт также называется зарубе́жным представи́телем и представляет собой лицо (физическое или юридическое), которое, будучи резидентом одной страны, действует в интересах другой, обычно при отсутствии дипломатического иммунитета. В США имеется несколько законов, регулирующих деятельность иностранных агентов, включая Акт о регистрации иностранных агентов (Закон FARA), принятый в 1938 году в целях предотвращения усиливающейся пропаганды нацистской Германии
Закон требует, чтобы иностранные агенты, представляющие в американской политике иностранные правительства, а также зарубежные физические и юридические лица, раскрывали свои занятия и источники финансирования. Иностранным агентом (по состоянию на 2013 год) считается лицо (физическое или юридическое), которое действует «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» и при этом занимается «политической деятельностью в интересах иностранного принципала». Целью закона является облегчение «оценки правительством и американским народом заявлений и действий таких лиц». Под политической активностью понимается деятельность, направленная на изменение позиции федерального правительства США или «любой части населения» по поводу внутренней или внешней политики США или по отношению к иностранному правительству или политической партии.
Из закона сделано исключение для общественных организаций «чья деятельность носит… религиозный, академический, научный или художественный характер», для тех, чья «деятельность служит главным образом не иностранным интересам» и СМИ, которые по крайней мере на 80 % находятся во владении американских граждан, руководство которых состоит из американских граждан, и которые при этом не находятся под контролем других иностранных агентов. Бремя доказательства того, что организация подпадает под исключение, лежит на самой организации (или физическом лице).
С 1939 по 1992 год по нарушениям закона было возбуждено 85 дел. Поправки 1966 года настолько увеличили бремя доказательств, которое возлагается на прокурора, что сделали уголовное преследование по нему крайне затруднительным: с 1966 г. по 2011 гг. не было ни одного успешного уголовного преследования по нему и только 3 раза выносилось обвинительное заключение. Поправки 1966 года настолько увеличили бремя доказательств, которое возлагается на прокурора, что сделали уголовное преследование по нему крайне затруднительным: с 1966 г. по 2011 гг. не было ни одного успешного уголовного преследования по нему и только 3 раза выносилось обвинительное заключение. Без судебных последствий остались даже такие откровенные и вопиющие факты, как финансирование посольством шахского Ирана прошахских демонстраций во время визита президента Картера в Тегеран. В 2012 году был осуждён на два года глава неправительственной организации «Кашмирско-американский совет» Сайед Гулям Наби Фай[en], организация которого, как было установлено, через подставных лиц систематически финансировалась Межведомственной разведкой Пакистана. Порогом для возбуждения уголовного дела по FARA является наличие оснований полагать, что нарушение закона носит масштабный характер и у обвинения есть тому достаточные доказательства. В процессах, возбуждённых после 1966 года, фигурировали миллионные суммы иностранных субсидий, а в единственном на 1998 год деле, увенчавшемся обвинительным приговором, были доказанно замешаны иностранные спецслужбы.
В 2018 году в Австралии был принят Закон о программе прозрачности иностранного влияния (начал действовать 10 декабря 2018 года). Согласно ему, иностранные агенты - лица, работающие на территории Австралии под контролем иностранных правительств, должны подробно описывать свою деятельность в публичном реестре. Это сделано для того, чтобы члены правительства, принимающие решения, и представители общественности могли получить доступ к информации о характере и степени иностранного влияния в стране. Под действие закона подпадают лоббирование в парламенте и СМИ, предоставление финансовых средств. Осуществление деятельности при отсутствии регистрации, невыполнение обязанностей по Программе прозрачности или предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации является уголовным нарушением, за которое предусмотрен штраф или лишение свободы до пяти лет.
В настоящее время в регистре прозрачности зарегистрировано около 50 компаний и частных лиц.
В июне 2017 года парламент Венгрии принял закон, усиливающий контроль над НПО с иностранным финансированием на сумму не менее €24 тыс. в год. Согласно закону, эти НПО должны быть зарегистрированы как "организации, получающие иностранное финансирование", указывать этот факт на всех мероприятиях и в публикациях, предоставлять ежегодную подробную отчетность о своей деятельности. В случае невыполнения этих требований организации могут быть закрыты.
В Венгрии прошли регистрацию 152 НПО с иностранным финансированием, однако многие организации проигнорировали закон (всего в стране более 56 тыс. НПО).
В Израиле в июле 2016 года был принят Закон о прозрачности финансирования НПО. Так, если организация получает из иностранных источников более половины своего финансирования, то она обязана указывать своих зарубежных спонсоров в соответствующих документах. Также это должно быть прописано в публикациях СМИ, если речь идет о таких НПО. В случае нарушения этого закона предусмотрен штраф в размере в 29,2 тыс. шекелей (около $8,4 тыс.).
В 2018 году в Израиле в статусе иностранных агентов было зарегистрировано 27 НПО.
В ряде стран предпринимаются попытки разработать законы об иноагентах. Так, в марте 2018 года стало известно о подготовке такого закона в Эстонии. В мае 2019 года министр внутренних дел Великобритании Саджид Джавид заявил о необходимости ввести практику "регистрации иностранного агента" с целью уменьшить "враждебную деятельность" против Великобритании со стороны ряда государств, включая Россию.