Новости и мероприятия

Правовые механизмы защиты журналистов в Узбекистане: обзор законодательства и практики

Являясь медиа юристом, и осуществляя свою деятельность в качестве консультанта по правовым вопросам в Юридической клинике для СМИ, журналистов и блогеров legalclinic.uz, а также в рамках проведения тренингов для журналистов, студентов-журналистов и блогеров, очень часто я получаю от участников таких тренингов вопрос о механизмах защиты прав журналистов, а также о том, что делать, если воспрепятствуют профессиональной деятельности журналиста.
В этой статье попытаюсь раскрыть основные правовые механизмы и проблемы, и ответить на вопрос, что можно предложить для решения проблем в правовом поле.

В Республике Узбекистан основными законами, гарантирующими права журналистов и СМИ являются Конституция Республики Узбекистан (статьи 33, 34, 81 и 82), Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» и Закон Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста».
Второй закон детально расписывает права и обязанности журналистов. Статья 8 данного закона гласит: Журналист при исполнении профессиональных обязанностей пользуется гарантией неприкосновенности личности. Преследование журналиста за публикацию критических материалов не допускается.
Более того, статья 14 указанного закона расписывает, в каких случаях должностные лица государственных органов, органов самоуправления граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций несут ответственность за нарушение законодательства о защите профессиональной деятельности журналиста.

Однако ни указанный закон, ни другие акты законодательства Республики Узбекистан на сегодняшний день не предусматривают специальные меры ответственности за нарушение прав и гарантий деятельности журналистов, предусмотренных указанным выше законом.

То есть если журналист считает, что воспрепятствуют его профессиональной деятельности, он может предпринять общеустановленные законодательством меры.
Например, если на журналиста напали, повредили личные или редакционные вещи (например, телефон, камеру и т.п.) может быть применена статья 612 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан (КоАП РУз), или если журналисту были нанесены телесные повреждения – может быть применена статья 52 «Причинение легкого телесного повреждения» КоАП РУз или уголовная ответственность, в зависимости от тяжести причиненных телесных повреждений и иных факторов, влияющих на квалификацию правонарушения или преступления. Для защиты нарушенных прав журналисту необходимо обратится с письменным заявлением в отделение внутренних дел по месту жительства или по месту совершения правонарушения (или преступления).
Аналогично могут быть применены меры ответственности, в случае нарушения государственными органами законодательства об обращениях юридически и физических лиц. В этом случае СМИ необходимо обращаться в суды по уголовным делам по месту нахождения редакции СМИ с письменным заявлением. В заявлении необходимо указать суть правонарушения с просьбой принять установленные законодательством меры.
Вместе с этим, на практике мы видим не такое большое количество обращений по поводу нарушения прав журналистов. По нашему мнению, этому есть несколько причин, в том числе:
  • внутренняя самоцензура в СМИ. Большинство СМИ все еще продолжают осуществлять самоцензуру при подготовке и публикации материалов, так как имея официальный статус и регистрацию СМИ более уязвимы, чем гражданские активисты. Следствием этого являются материалы, которые не содержат в себе критику, острых журналистских расследований на чувствительные для государства и общества темы;
  • СМИ являются зарегистрированными в официальном порядке структурами, и к ним легче предъявлять претензии или ограничивать деятельность, так как все данные об учредителях и главных редакторах СМИ имеются в базе данных регистрирующего органа. В отличие от практически любого пользователя социальных сетей и сети Интернет в целом (который по законодательству признается блогером), которые на сегодняшний день являются основными поставщиками информации в обществе, СМИ можно достаточно легко ограничить в деятельности используя различные законные методы. В отличии от пользователей сетей, которые могут находясь, например за пределами Узбекистана не ограничиваться тематикой и содержанием своих материалов, зачастую распространяя ложную информацию;
  • более высокая профессиональная подготовка журналистов, а также зачастую многоуровневая проверка материалов перед публикацией. Как показывает наш личный опыт ведения тренингов, круглых столов и других мероприятий для журналистов, блогеров или представителей пресс-служб государственных органов, журналисты зачастую обладают более высоким уровнем правовой грамотности, нежели блогеры. В том числе среди блогеров также можно выделить лиц с высокой правовой грамотностью, но в подавляющем большинстве случаев у этих блогеров журналистское образование, или опыт работы журналистов, либо юридическое образование. В остальных случаях уровень правовой грамотности блогеров в целом относительно ниже, чем у журналистов, о чем свидетельствуют многочисленные случаи привлечения к ответственности блогеров (административной и уголовной) на протяжении 2023-2024 гг. , тогда как среди журналистов такие случаи остаются единичными;
  • сами журналисты не часто жалуются о нарушении своих прав. По нашему мнению, это связано с отсутствием четких правовых механизмов рассмотрения любых случаев вмешательства в деятельность журналистов.
В сфере обеспечения защиты деятельности журналистов, по нашему мнению, сохраняются вопросы, требующие своего решения.
К таким вопросам можно отнести следующие:
Отсутствие отдельных составов правонарушений в Кодексе об административной ответственности Республики Узбекистан, посвященного вмешательству в профессиональную деятельность журналиста, включая порча имущества (телефоны, камеры, микрофоны и т.п.), причинение вреда здоровью журналиста, а также иные случаи воспрепятствования деятельности журналиста. Повторное совершение такого административного правонарушения предлагается закрепить уголовную ответственность. При этом считаем целесообразным, чтобы возбуждение административных дел, касающихся профессиональной деятельности журналиста, осуществлялось Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан;
В статье 43 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан предусмотрена ответственность за отказ, просрочку и другие случаи нарушения законодательства об обращениях юридических и физических лиц в размере от 1 до 3 БРВ, возлагаемая на соответствующих должностных лиц. Однако в законодательстве отсутствует аналогичная ответственность за нарушение сроков, отписки или отказ в предоставлении информации по запросам на получение информации*.

Для информации: запрос на получение информации является самостоятельным инструментом взаимодействия общества с государством, и его понятие, порядок обработки предусмотрены в целом ряде законов и подзаконных актов.
Сохраняющийся относительно низкий уровень правовой грамотности государственных служащих, особенно в областях и районах республики в вопросах прав и свобод доступа к информации, прав журналистов при осуществлении своей профессиональной деятельности.
По нашему мнению, внесение в законодательство специальных составов правонарушений (и возможно преступлений), касающихся профессиональной деятельности журналистов, позволит на практике обеспечить гарантии и безопасность деятельности журналистов, предусмотренных в Законе Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста».
* Для информации: запрос на получение информации является самостоятельным инструментом взаимодействия общества с государством, и его понятие, порядок обработки предусмотрены в следующих нормативно-правовых актах: статьями 5 и 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа информации», статьей 9 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», статьей 18 Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», а также Инструкцией «О порядке принятия, регистрации и обработки запросов на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления» (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 17 марта 2016 г. Регистрационный № 2769)
Автор: Илхом Хамидов
Если у вас возникли вопросы или нужна профессиональная помощь, связанные с защитой ваших прав, обратитесь к медиаюристам за бесплатной юридической консультацией. Эксперты Legalclinic.uz готовы помочь вам разобраться в правовых аспектах вашей ситуации и предложить подходящие решения. Конфиденциальность гарантируется, вопрос можно задать анонимно. Обратитесь к нам сегодня, чтобы получить квалифицированную поддержку!