Вопросы к проекту закона о защите прав пользователей онлайн-платформ
27 мая в Узбекистане завершилось общественное обсуждение проекта закона «О защите прав пользователей онлайн-платформ и веб-сайтов». Документ разработанный Агентством информации и массовых коммуникаций (АИМК), направлен на регулирование общественных отношений в сфере защиты прав пользователей онлайн-платформ и веб- сайтов, действующих на территории страны. Несмотря на актуальность этой темы, ряд положений проекта вызывает вопросы, прежде всего из-за нечетких формулировок, способных создать предпосылки для свободной трактовки при применении закона.
В законопроекте предлагается весьма обширное определение понятий «онлайн-платформа», «контент», «распространение контента» и «блогер». Например, под онлайн-платформой понимается любая информационная система в интернете, позволяющая пользователям размещать или распространять контент. При этом контентом считается практически любая форма цифровой информации, включая текстовые, аудио-, фото- и видеоматериалы, в том числе предназначенные для близкого круга.
Таким образом, любое сообщение в мессенджере пост в закрытом аккаунте или личная переписка могут быть отнесены к «контенту» и его «распространению», что существенно расширяет сферу действия закона и затрагивает вопросы частной коммуникации.
Определение блогера также охватывает почти любого пользователя соцсетей, размещающего информацию, подлежащую обсуждению. Это создает риск признания обычных граждан блогерами, с последующим возложением на них обязанностей, предусмотренных законодательством.
Полномочия АИМК и риски для частной жизни
Законопроектом предлагается значительно расширить полномочия Агентства информации и массовых коммуникаций, включая проведение мониторинга онлайн-платформ с целью выявления противоправного контента. При этом, учитывая широкое понимание термина «распространение контента», не исключено, что мониторингу могут подвергаться и частные переписки, что ставит под сомнение соответствие таких действий гарантиям Конституции Республики Узбекистан в части права на неприкосновенность частной жизни и тайну личной переписки.
При обнаружении противоправного контента агентство вправе направлять уведомления владельцам вебсайтов, пользователям или администраторам сообществ с требованием удалить контент. В случае невыполнения требований возможно ограничение доступа.
Определение «ложной информации», как «не соответствующей действительности, либо содержащей искажения фактов, создающей неправильное впечатление». Данная формулировка является оценочной и может меняться в зависимости от субъективного восприятия, что затрудняет правоприменение и может быть использовано в целях ограничения свободы выражения мнения.
Отсутствие чёткого механизма определения ложности информации создает риск селективного подхода в правоприменении и препятствует полноценному обсуждению общественно значимых тем, включая деятельность государственных органов и ЧС, как, например, в случае с утечкой газа на месторождении «Мустакиллик-25».
Обязанности собственников онлайн-платформ . Проект закона налагает на собственников онлайн-платформ ряд требований: предотвращать распространение противоправного контента, назначать представителя для взаимодействия с АИМК, отвечать на запросы агентства, а также обеспечивать возможность экстренной связи с правоохранительными органами.
При невыполнении данных требований агентство может обратиться в суд с иском о снижении скорости доступа к платформе на территории страны и внести её в специальный реестр.
Несомненно, необходимость регулирования онлайн-пространства существует, однако нормы будущего закона должны быть четкими, недвусмысленными и обеспечивать баланс между защитой пользователей и соблюдением их конституционных прав. В противном случае существует риск выборочного правоприменения, что может негативно сказаться на свободе информации, личной безопасности и правовом статусе.