На какие законы РУз ссылаться журналистам при подаче запроса в госорганы?
В соответствие со статьями 5 и 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа информации», статьей 9 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», статьей 18 Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» Запросом на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления является требование пользователя информации в устной или письменной форме (в том числе в форме электронного документа), направляемое органам государственной власти и управления и (или) их должностным лицам, о предоставлении информации о деятельности этих органов.
Каждый имеет право непосредственно либо через своих представителей обращаться с запросом на получение информации в устной, письменной форме, в том числе в электронной форме через информационную систему (ч.1 статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации»).
К запросу на получение информации Законом об открытости и другими законами предъявляются ряд требований:
- в запросе физического лица должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о месте его жительства и изложена суть запроса;
- в запросе юридического лица должны быть указаны полное фирменное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе), изложена суть запроса;
- письменные запросы должны быть закреплены личной подписью пользователя информации. В случае невозможности закрепления запроса личной подписью он должен быть закреплен подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества;
- в письменном запросе может быть указан электронный адрес обращающегося. Указание в письменном запросе электронного адреса является согласием обращающегося на получение ответа на запрос в электронной форме через информационную систему.
- запрос направляется органу государственной власти и управления или должностному лицу, в полномочия которого входит предоставление информации по поставленным в запросе вопросам;
- запрос, направленный в установленном законом порядке, подлежит обязательному рассмотрению;
- запрос, который не содержит сведений, позволяющих идентифицировать пользователя информации, считается анонимным и рассмотрению не подлежит.
«Запрос пользователя информации подлежит рассмотрению в срок не более пятнадцати дней со дня его регистрации». Это положение предусмотрено статьей 19 Закона Республики Узбекистан "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления". Однако в Законе Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» дается несколько иная трактовка срока рассмотрения запроса на получение информации: «Ответ на письменный запрос, в том числе направленный в виде электронного документа, должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее пятнадцати дней с даты получения запроса, если иное не установлено законодательством (ч. 4 статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации»)».
Запрос средства массовой информации на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более семи дней.
В случае невозможности предоставления запрашиваемой информации в срок, предусмотренный выше, пользователю информации направляется уведомление об отсрочке.
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации не должна превышать двух месяцев с даты подачи запроса. Уведомление об отсрочке направляется лицу, обратившемуся за информацией, в недельный срок с даты получения запроса.
В уведомлении об отсрочке должны быть указаны:
- причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена вовремя;
- дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация. В случае, если орган или должностное лицо не обладают запрашиваемой информацией, они обязаны в срок не более пяти дней с даты получения запроса сообщить об этом лицу, обратившемуся за информацией.
За предоставление информации может взиматься плата в установленном порядке.
Если рассмотрение запроса пользователя информации не относится к полномочиям органов государственной власти и управления, то запрос в течение трех рабочих дней со дня регистрации направляется в орган, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации, а пользователь информации уведомляется об этом.
При запросе информации, обнародованной (опубликованной) в официальных изданиях, средствах массовой информации, либо размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос органы государственной власти и управления могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, средства массовой информации, в котором обнародована (опубликована) запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
В случае если органы государственной власти и управления не располагают сведениями о полномочиях других органов государственной власти и управления по полученному запросу, то в течение трех рабочих дней со дня регистрации запроса пользователю информации направляется соответствующий ответ.
Отказ на запрос пользователю информации должен быть мотивирован и направлен пользователю информации в письменной форме.
Закон об открытости также впервые вводит специальное понятие – пользователь информации, и закрепляет за ним определенные права. Пользователем информации, согласно закону, является физическое или юридическое лицо, осуществляющее поиск информации о деятельности органов государственной власти и управления.
Для работы с запросами на получение информации в органах государственного управления была разработана специальная Инструкция «О порядке принятия, регистрации и обработки запросов на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления» (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 17 марта 2016 г. Регистрационный № 2769).
Данная инструкция предусматривает детальный порядок регистрации, рассмотрения запросов на получение информации и направления ответов на запросы, в частности:
- что является запросом на доступ к информации;
- что не относится к запросам на получение к информации. К ним в частности не относятся: заявления, жалобы и предложения физических и юридических лиц; отдельные виды информации, в отношении которых законодательством установлен отдельный порядок предоставления; и запросы государственных органов к другим государственным органам для получения информации об их деятельности;
- порядок приема запросов на получение информации в различных формах, а также порядок действий с анонимными запросами;
- порядок регистрации запросов;
- порядок обработки запросов. 4 глава инструкции определяет порядок обработки и хождения запроса во внутренней организационной структуре органа государственного управления;
- организация приема устных запросов на получение информации. В инструкции предусматривается очень схожий порядок с приемом личных обращений граждан и юридических лиц;
- порядок мониторинга рассмотрения запросов на получения информации.
Таким образом:
- запрос на получение информации является самостоятельным правовым инструментом, сутью которого является получение информации у органа государственной власти или управления;
- запрос на получение информации не является заявлением, жалобой или предложением граждан, или юридических лиц, а лишь требованием предоставить общедоступную информацию, которая не отнесена законом или собственником к разряду конфиденциальной информации;
- запрос должен обрабатываться по несколько иным правилам, нежели обращения граждан и юридических лиц. То есть, если информация имеется в органе государственной власти и управления, к которому адресован запрос, и эта информация не относится к государственным секретам, или иной охраняемой законом конфиденциальной информации, то орган государственной власти и управления должен в возможно короткие сроки предоставить эту информацию.