Новости и мероприятия

Как зарегистрировать СМИ?

Юристам Legalclinic пришел запрос на подготовку документов для регистрации СМИ. Разбираемся, какие шаги необходимо сделать и какие документы подготовить.
Планирую зарегистрировать свое онлайн-медиа на ИП. Какой вид деятельности для ИП я должна выбрать? Не могли бы вы помочь мне с подготовкой документов?
Если основной доход будут составлять услуги по размещению рекламы целесообразно выбрать вид деятельности - "производство и размещение рекламы". Это не означает, что вы не можете заниматься иной деятельностью. Вы можете осуществлять любую деятельность не запрещенную законодательством РУз
Деятельность средств массовой информации (далее СМИ) регулируется Законом Республики Узбекистан "О средствах массовой информации", Положением об Агентстве информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан, утвержденным Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 февраля 2019 года № ПП-4151, а также Положением о процедуре выдачи отдельных документов, разрешительного характера через специальную электронную систему, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22.02.2022 года № 86 (https://lex.uz/docs/5871129#5874667).
Примечательно, что в связи с принятием Положения, утвержденным ПКМ №86 от 22.02.2022 года, ранее действовавший Административный регламент об оказании государственной услуги по государственной регистрации средств массовой информации (утвержден ПКМ №1017 от 19.12.2019), утратил свою силу. В настоящее время порядок регистрации СМИ и соответствующий паспорт государственной услуги содержится в Приложении №10 к ПКМ №86. Данный документ незначительно отличается от своего предшественника, тем не менее попробуем рассказать об обновленном порядке регистрации онлайн-СМИ.
СМИ в виде веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет в соответствии со статьей 271 Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» является одной из форм СМИ, которая представляет собой информационный ресурс в сети Интернет, содержащий документы и сведения в электронной форме, прошедшие редакционно-издательскую обработку и предназначенные для распространения в неизменном виде. При этом в законе не определяется требование к количественному составу редакции (см. ст. 15 Закона РУз «О средствах массовой информации»), но наличие главного редактора является обязательным, так как главный редактор принимает решение в отношении выпуска средства массовой информации и несет ответственность за его деятельность в соответствии с законодательством.

Кроме того, согласно Приложению № 10 к ПКМ №86 от 22.02.2022 г. заявителями на выдачу Свидетельства о государственной регистрации СМИ могут быть как физические, так и юридические лица. Следует отметить, что Свидетельство о государственной регистрации СМИ выдается без ограничения срока действия.

Государственная услуга по государственной регистрации СМИ предоставляется посредством обращения в единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ, my.gov.uz) или в центры государственных услуг. Решение о выдаче свидетельства о государственной регистрации, приостановлении или прекращении действия свидетельства, а также его аннулировании и переоформлении принимается Агентством информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан (далее — Агентство).

Государственная регистрация не требуется, для:

● средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и управления исключительно для публикации их официальных сообщений и материалов, нормативно-правовых актов;
● периодических печатных изданий тиражом до ста экземпляров для удовлетворения собственных нужд предприятия, учреждения, организации (в том числе учебного и научного учреждения);
● теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, транслируемых по кабельным сетям, аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов, распространение которых ограничивается помещением и (или) территорией одного предприятия, учреждения, организации (в том числе учебного и научного учреждения).
Агентство осуществляет государственную регистрацию СМИ, включая СМИ в форме веб-сайта в сети Интернет.

Процедура государственной регистрации СМИ следующая:

1. Для государственной регистрации СМИ соискатель вправе обратится лично в центры государственных услуг (далее ЦГУ) вне зависимости от места проживания или воспользоваться государственной услугой в электронной форме посредством ЕПИГУ (my.gov.uz). Для работы в ЕПИГУ заявителю необходимо быть зарегистрированным на сайте https://id.egov.uz/ и иметь электронную цифровую подпись (ЭЦП, выдается в центре государственных услуг сроком на 2 года).

Необходимые документы:

а) Заявление, в котором должно быть указано:
· для юридического лица - наименование, ИНН, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), наименование и счет обслуживающего банка, номер телефона;
· для физического лица - Ф.И.О., ПИНФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), наименование и счет обслуживающего банка, номер телефона;
· название, язык и вид СМИ;
· цели и задачи;
· специализация;
· зона распространения (кроме веб-сайта) и форма распространения;
· периодичность;
· источники финансирования;
· местонахождение (почтовый адрес) редакции и иные сведения о редакции;
· размер;

б) устав редакции СМИ или электронная копия положения о редакции в случае, если средство массовой информации (в том числе веб-сайт в сети Интернет) не является юридическим лицом;
в) Электронную копию учредительного договора, если учредителей СМИ два и более лица.
Требования и условия для выдачи документа разрешительного характера:
а) соблюдать требования Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации»;
б) не призывать к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан, а также не допускать пропаганды войны, насилия и терроризма, идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фанатизма;
в) не распространять информацию, возбуждающую национальную, расовую, этническую или религиозную ненависть, а также не пропагандировать наркотики, психотропные вещества, прекурсоры и порнографию;
г) не допускать оскорбления чести и достоинства граждан или деловой репутации через средства массовой информации, а также вмешательства в их частную жизнь;
д) запрещается публиковать материалы дознания или предварительного следствия без письменного разрешения прокурора, следователя или дознавателя, предсказывать их результаты или иным образом влиять на суд, без решения суда по конкретному делу или без вступления решения суда в законную силу.
2. После подачи заявления заявитель должен подтвердить свое заявление электронной цифровой подписью (ЭЦП). Данное требование распространяется на оба способа обращения – личный и через ЕПИГУ. Если у вас не имеется ЭЦП, можно получить ЭЦП сразу в ЦГУ.
Указание в анкете неправильных данных является основанием для отказа в государственной регистрации СМИ. Отказ в предоставлении данной государственной услуги по другим основаниям, а также по основаниям, предусмотренным в Законе Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», запрещается. Следует отметить, что за оказание государственной услуги пошлина не взимается.
3. Агентство после получения заявки на оказание государственной услуги в течение 10 рабочих дней принимает решение о государственной регистрации СМИ или в отказе государственной регистрации СМИ. Следует отметить, что административный регламент предусматривал более длительный срок для принятия решения (15 дней).
4. После вынесения решения о государственной регистрации Агентство направляет в соответствующий ЦГУ (при личном обращении) или в личный кабинет ЕПИГУ свое решение с указанием данных по размеру сбора за рассмотрение заявления и сроках его уплаты.
5. Для регистрации СМИ в форме веб-сайта в сети Интернет такой сбор составляет 50 % от БРВ (150 000 сум). Заявитель уплачивает данный сбор за выдачу разрешения в срок, не превышающий тридцати дней со дня вынесения решения Агентством.
А форму редакционного устава для регистрации СМИ вы найдете здесь.