В Узбекистане регулирование медиа и контента связано с важными правовыми аспектами, которые должны учитывать как защиту государственных интересов, так и права журналистов. Главные документы, регулирующие деятельность СМИ в стране, — это Конституция, закон “О средствах массовой информации”, а также законы “О защите государственных секретов”, “О принципах и гарантиях свободы информации”, а также закон "О защите профессиональной деятельности журналистов". Эти акты обеспечивают свободу информации, но при этом устанавливают важные ограничения, направленные на защиту национальной безопасности.
Конституция Узбекистана закрепляет основное право на свободу СМИ. Важно отметить, что государство гарантирует свободу получения и распространения информации, а также ответственность медиа за достоверность публикуемой информации. Цензура запрещена. По Конституции вмешательство в работу СМИ также влечет ответственность. В действующем Уголовном кодексе нет прямых статей, которые бы четко описывали ответственность за воспрепятствование деятельности журналистов. Однако проект новой редакции Уголовного кодекса, который был представлен в 2021 году, включает статью 184, предусматривающую уголовную ответственность за воспрепятствование законной деятельности журналистов. За такие действия предполагается наказание в виде штрафа от 50 до 100 базовых расчетных величин или лишения свободы на срок до 3 лет. На данный момент проект все еще в процессе обсуждения. Важно отметить, что в рамках этого обсуждения также рассматриваются другие изменения в законодательстве, направленные на защиту свободы слова и прав журналистов. Однако конкретные сроки принятия этих изменений пока не определены.
К ограничениям распространения информации относятся, например, запреты на использование средств массовой информации для призывов к насильственному изменению существующего конституционного строя или территориальной целостности Республики Узбекистан, пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма. Также не допускается разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также пропаганда порнографии. Эти нормы закреплены в законе “О средствах массовой информации”.
О нововведениях в закон “О защите государственных секретов” Legalclinic.uz писал ранее.
Понятие “национальная безопасность” довольно широкое. Это состояние защищенности государства, общества и граждан от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее устойчивое развитие страны, ее суверенитет, территориальную целостность и общественный порядок. Национальная безопасность охватывает широкий спектр сфер. Мы говорим лишь об одной из них. Об информационной безопасности. Согласно Закону “О принципах и гарантиях свободы информации” понятие “информационная безопасность” подразделяется на три вида. Это информационная безопасность личности, общества и государства.
К примеру статьи 14-15 Закона “О принципах и гарантиях свободы информации” устанавливают:
Информационная безопасность общества достигается путем:
● обеспечения развития основ демократического гражданского общества, свободы массовой информации;
● недопущения противоправного информационно-психологического воздействия на общественное сознание, манипулирования им;
● сохранения и развития духовных, культурных и исторических ценностей общества, научного и научно-технического потенциала страны;
● создания системы противодействия информационной экспансии, направленной на деформацию национального самосознания, отрыв общества от исторических и национальных традиций и обычаев, дестабилизацию общественно-политической обстановки, нарушение межнационального и межконфессионального согласия.
Информационная безопасность государства обеспечивается путем:
● реализации мер экономического, политического, организационного и иного характера по противодействию угрозам безопасности в информационной сфере;
● защиты государственных секретов и государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним;
● интеграции Республики Узбекистан в мировое информационное пространство и современные телекоммуникационные системы;
● защиты от распространения информации, содержащей публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности, суверенитета Республики Узбекистан, захвату власти или отстранению от власти законно избранных или назначенных представителей власти и совершению иных посягательств на государственный строй;
● противодействия распространению информации, содержащей пропаганду войны и насилия, жестокости, идей терроризма и религиозного экстремизма, направленной на разжигание социальной, национальной, расовой и религиозной вражды.
Информационная безопасность общества достигается путем:
● обеспечения развития основ демократического гражданского общества, свободы массовой информации;
● недопущения противоправного информационно-психологического воздействия на общественное сознание, манипулирования им;
● сохранения и развития духовных, культурных и исторических ценностей общества, научного и научно-технического потенциала страны;
● создания системы противодействия информационной экспансии, направленной на деформацию национального самосознания, отрыв общества от исторических и национальных традиций и обычаев, дестабилизацию общественно-политической обстановки, нарушение межнационального и межконфессионального согласия.
Информационная безопасность государства обеспечивается путем:
● реализации мер экономического, политического, организационного и иного характера по противодействию угрозам безопасности в информационной сфере;
● защиты государственных секретов и государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа к ним;
● интеграции Республики Узбекистан в мировое информационное пространство и современные телекоммуникационные системы;
● защиты от распространения информации, содержащей публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности, суверенитета Республики Узбекистан, захвату власти или отстранению от власти законно избранных или назначенных представителей власти и совершению иных посягательств на государственный строй;
● противодействия распространению информации, содержащей пропаганду войны и насилия, жестокости, идей терроризма и религиозного экстремизма, направленной на разжигание социальной, национальной, расовой и религиозной вражды.
Как мы можем заметить на примере вышеуказанных норм, а также других нормативно-правовых актов, наряду с наличием четких и ясных понятий, в законодательстве Узбекистана существует некоторое количество оценочных норм, или норм содержащих размытые, субъективные категории, требующие интерпретации. Это затрудняет эффективное функционирование средств массовой информации, так как сложно заранее определить, является ли публикуемая информация угрозой государственной или общественной безопасности.
Международный опыт показывает, что эффективно регулировать медиапространство возможно. Например, в Австралии есть закон, который требует раскрытия источников финансирования для политически значимых материалов, что помогает избежать вмешательства извне. В США, через судебную практику (дело "Schenck v. United States" от 1919), была уточнена концепция «явной и настоящей опасности», что позволяет более точно определять, когда информация может угрожать безопасности. Эти примеры показывают, как детализированные и четкие законодательные нормы и судебные прецеденты помогают находить баланс между безопасностью и свободой слова.
В условиях глобальных вызовов национальная безопасность остаётся приоритетом. Однако важно, чтобы меры по её защите не ограничивали права журналистов и свободу СМИ. Тотальное соблюдение принципов законности и уважения прав человека позволит сохранить этот баланс.
Автор: Абдраманов Фархад
Если у вас возникли вопросы или нужна профессиональная помощь, связанные с защитой ваших прав, обратитесь к медиаюристам за бесплатной юридической консультацией. Эксперты Legalclinic.uz готовы помочь вам разобраться в правовых аспектах вашей ситуации и предложить подходящие решения. Конфиденциальность гарантируется, вопрос можно задать анонимно. Обратитесь к нам сегодня, чтобы получить квалифицированную поддержку!