Новости и мероприятия

Эволюция закона "О СМИ"

Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» был принят в 1991 году. Данный Закон неоднократно обновлялся и в 1998 были внесены значительные правки. А в 2002 году была введена дополнительная статья Закона 4.1 «Недоступность монополизации». Последняя редакция настоящего Закона была утверждена в 2007 году. В 2018 году были введены новые изменения и дополнения в настоящий Закон. Для чего вводились обновления и что это принесло в журналистскую практику мы  попросили прокомментировать юриста Клиники Тимура Садинова. 


Сейчас статья вторая изложена в редакции от 1998 года. Как видим, из статьи исчезла формулировка о том, что закон гарантирует каждому гражданину свободу слова, право выступления в средствах массовой информации, открытого высказывания своего мнения и убеждений. В новой редакции это право закреплено отдельной статьей 3 "Свобода слова". Также отдельной статьей (статья 4) вынесено положение о недопустимости цензуры. В 2002 году введена дополнительная статья закона 4.1 "Недопустимость монополизации" Монополизация и недобросовестная конкуренция в сфере производства и распространения средств массовой информации не допускается.
Ни одно юридическое или физическое лицо не вправе быть учредителем (соучредителем) и (или) иметь в собственности, владении, пользовании, распоряжении, ведении либо управлении (непосредственно или через аффилированных лиц) более двадцати пяти процентов средств массовой информации, выпускаемых соответственно на центральном или местном рынке средств массовой информации".


Положения о недопустимости использования СМИ с целью призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя и  территориальной целостности Республики Узбекистан вынесено в первое предложение как ,на мой взгляд, наиболее важное. А в 2002 году в статье закона появилась часть об ответственности за нарушение данной статьи закона.



Право на учреждение средств массовой информации расширилось., так как теперь учредителем может выступать и один человек - физическое лицо. Статья закона стала более точной в той части, где говорится о том, кто не может быть учредителем СМИ. Введенная в 2002 году часть о том, что не допускается создание средства массовой информации юридическими лицами, в уставном фонде которых доля иностранных инвестиций составляет более тридцати процентов направлена на ограничение иностранного влияния на средства массовой информации в Узбекистане. Также дополнительные статьи закона стали более подробно описывать механизмы взаимоотношений учредителя и редакции, права и обязанности учредителя, условия, при которых учредитель прекращает свои права и обязанности, более подробно описаны нормы составления устава СМИ, как главного документа, на основе которого работает редакция.



А вот назначение и освобождение редактора СМИ, а также членов редакционной коллегии решением единственного учредителя, на мой взгляд, оказало влияние на политику издания и на независимость средств массовой информации в целом.

Если анализировать, какие пункты закона подверглись наибольшим изменениям, то можно увидеть, что они касаются регистрации средств массовой информации и прав и обязанностей учредителей. Наиболее важным положением я считаю то, что учредитель не вправе осуществлять цензуру, проводить рецензирование или вмешиваться в творческую деятельность редакции, а также в вопросы производства и распространения средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных учредительным договором или уставом (положением).