Новости и мероприятия

Как написать редакционный запрос в госорган

Что такое запрос на получение информации?
Запрос на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления (далее — запрос) — требование пользователя информации в устной или письменной форме (в том числе в форме электронного документа), направляемое органам государственной власти и управления и (или) их должностным лицам, о предоставлении информации о деятельности этих органов.
В соответствии со ст. 20 Закона Об открытости деятельности органов государственной власти и управления, в запросе физического лица должны быть указаны фамилия, имя, отчество, сведения о месте его жительства и изложена суть запроса. В запросе юридического лица должны быть указаны полное фирменное наименование юридического лица, сведения о его местонахождении (почтовом адресе), изложена суть запроса.
Письменные запросы должны быть закреплены личной подписью пользователя информации. В случае невозможности закрепления запроса личной подписью он должен быть закреплен подписью составителя с проставлением дополнительно и его фамилии, имени, отчества.
Запрос, не содержащий сведений, позволяющих идентифицировать пользователя информации, считается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Запрос направляется органу государственной власти и управления или должностному лицу, в полномочия которого входит предоставление информации по поставленным в запросе вопросам.
Запрос, направленный в установленном порядке, подлежит обязательному рассмотрению.
Рекомендуем сопровождать запрос ссылками на нормы законодательства.
Примерная форма редакционного запроса выглядит так.

Кто может обращаться с запросом?

Любое лицо может обратится в органы государственной власти и управления с запросом на получение информации. Данное право предоставлено в нескольких законах, в частности в статьях 18-20 Закона РУз "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления"

Срок рассмотрения государственным органом запроса на получения информации
Запрос пользователя информации подлежит рассмотрению в срок не более 15 дней со дня его регистрации.
Запрос средства массовой информации на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более 7 дней.
Если рассмотрение запроса пользователя информации не относится к полномочиям органов государственной власти и управления, то запрос в течение 3 рабочих дней со дня регистрации направляется в орган, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации, а пользователь информации уведомляется об этом.
При запросе информации, обнародованной (опубликованной) в официальных изданиях, средствах массовой информации либо размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос органы государственной власти и управления могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, средства массовой информации, в котором обнародована (опубликована) запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
В случае если органы государственной власти и управления не располагают сведениями о полномочиях других органов государственной власти и управления по полученному запросу, то в течение 3 рабочих дней со дня регистрации запроса пользователю информации направляется соответствующий ответ.
В случае отказа на запрос пользователю информации направляется мотивированный ответ. (Статья 19 Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»).

Имеет ли право журналист подавать журналистский запрос на доступ о предыдущей профессиональной деятельности лица, который выдвинут кандидатом в депутаты?

В соответствие со статьей 8 Избирательного кодекса Республики Узбекистан, подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно.
Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, об образовании избирательных округов, участков, о составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты Республики Узбекистан, депутаты Законодательной палаты, депутаты местных Кенгашей, а также об итогах голосования и выборов.
Средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения выборов.
В соответствие со статьей 50 Избирательного кодекса:
Помещения участковых избирательных комиссий должны быть оснащены соответствующим образом и иметь:

специальный стенд, на котором размещаются сведения относительно подготовки и проведения выборов:
биографии и программы всех зарегистрированных кандидатов, опубликованные Центральной избирательной комиссией, областной, районной, городской избирательной комиссией;


Вместе с этим, биографические данные могут являться частью персональных данных физического лица.
Таким образом, хотя в законодательстве нет прямого указания об обязанности предоставления биографических данных по запросам журналистов, Избирательный кодекс Республики Узбекистан предусматривает наличие биографии кандидатов на специальных стендах в помещениях участковых избирательных комиссий.
Отвечая непосредственно на ваш вопрос: да, любой журналист, а также любое иное физическое или юридическое лицо вправе обратится с запросом на получение информации о кандидате в депутаты (основание: статьи 5 и 6 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа информации», статья 9 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», статья 18 Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»). Однако если кандидат в депутаты потребует сохранения режима конфиденциальности определенной информации, которая относится к его персональным данным, то такая информация не может быть предоставлена без согласия кандидата.
При этом у журналиста, в соответствие со статьей 5 Закона Республики Узбекистан «О защите профессиональной деятельности журналиста» есть права на сбор, анализ и распространение информации, что означает, что журналист вправе искать и запрашивать информацию, которая является общедоступной, или с разрешения физического или юридического лица, собственника персональных данных стала общедоступной (например, размещена в СМИ, или открытых страницах социальных сетей).

Некоторые ведомства перестали принимать бумажные обращения и письма. Отправленные запросы часто теряются и остаются без ответа. При приеме бумажных запросов ставится подпись принимаемой стороны. Как быть в случае с электронными письмами? Что является подтверждением получения?

Зависит от того, каким способом отправлено письмо. Если по электронной почте, то можно сделать скриншот окна, в котором отправлено письмо, либо в настройках почтового клиента настроить получение уведомления о прочтении сообщения.
Если обращение отправлено через информационную систему государственного органа, обычно после отправки система выдает уникальный код вашего обращения.

Что делать, если получен общий, неконкретный ответ?

Вы имеет право обратиться с повторным запросом и конкретизировать его снова, а также обратиться с жалобой на действия информационной службы руководителю государственного органа.


Какие меры возможно применять у госорганам, отказывающимся от официальных ответов на журналистские запросы?

Прямых мер ответственности за нарушение сроков ответа на запрос СМИ не предусмотрено. Это означает, что единственная возможная мера это подача жалобы в вышестоящий государственный орган, либо органы прокуратуры по факту нарушения закона "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления".