Новости и мероприятия

Как использовать музыкальное произведение и не нарушить авторское право?

Предлагаем вашему вниманию подборку вопросов об использовании в журналистских материалах музыкальных произведений. 

Можем ли мы в ролике использовать классическую  и популярную музыку?

На сегодняшний день во многих наиболее популярных социальных сетях имеется встроенная программа по проверке авторских прав на видео и аудио материалы.
В вашем случае для законного использования музыки, охраняемой авторским правом необходимо обратится к правообладателю музыкального произведения. Это могут быть как сами авторы, так и иные компании и организации по коллективному управлению имущественными правами авторов, у которых есть полномочия на выдачу разрешения на использование музыкальных произведений третьими лицами.

Радио транслирует песни различных исполнителей. Как это регулируется с точки зрения авторского права в Узбекистане? Дайте разъяснения по отечественным и зарубежным исполнителям, пожалуйста.

Для использование любых объектов авторского права (к которым в частности относятся и музыкальные произведения) необходимо получение авторов или обладателей исключительных прав. Но, принимая во внимание массовый характер использования музыкальных произведений в эфире радио, была разработана и законодательно закреплена в Законе РУз "Об авторском праве и смежных правах" возможность создания авторами организаций по управлений имущественными правами разных категорий субъектов авторского права и смежных прав на коллективной основе. в Узбекистане осуществляют свою деятельность несколько таких организаций. Для законного использования музыкальных произведений радио может заключить договор с организацией по коллективному управлению, либо вести переговоры с авторами или их представителями на каждую музыкальную композицию.

Какова процедура получения разрешения использования музыки, мелодии или песни в ролике?

Необходимо узнать, кто является автором музыкального произведения (автор музыки и слов), и обратится к авторам или организациям, представляющим интересы этих авторов с предложением использовать музыку в ролике. Если авторы согласны, заключается авторский договор, где прописываются условия использования произведений и порядок оплаты вознаграждения. После заключения договора или получения иного письменного согласия авторов вы вправе использовать музыкальное произведение в своем ролике.

Если мой ролик из Ютуб используется ссылкой в СМИ без моего права. Могу ли я потребовать гоннорар?

Если ролик является результатом вашей творческой деятельности и при его создании соблюдены авторские права лиц произведений, использованных в этом ролике (в случае использовании в ролике произведений третьих лиц, например, музыка, видео и т.п.), то вы вправе требовать прекращения незаконного использования вашего ролика, требовать возмещения ущерба либо выплаты компенсации. Для этого вы можете обратится с жалобой в Агентство интеллектуальной собственности при Министерстве Юстиции Республики Узбекистан с представлением доказательств нарушения (например, скриншоты), а также в суд для возмещения материального ущерба, нанесенного вам как автору вследствие незаконного использования аудиовизуального произведения.

Можем ли мы в ролике использовать классическую музыку, которая была написана 130 лет назад?

Срок действия авторского права составялет 50 лет после смерти автора или последнего соавтора. После истечения срока действия авторского права произведение переходит в категорию общественного достояния. Вы можете использовать классическую мызыку, которая была написана 130 лет назад. Однако у вас могут возникнуть претензии со стороны исполнителей классичейской музыки и изготовителей фонограмм, так как классическая музыка, исполненная отдельными музыкальными коллективами и записанная на метерильный носитель может являться объектом смежных прав, которые так же подлежат защите.