Для журналистов, блогеров и активистов доступ к информации — важнейший инструмент работы. Но какие данные государство обязано предоставлять, а какие может засекретить? Давайте разберемся в нюансах нового Закона.
Что изменилось?
Ранее, в старом Законе, был обозначен всего один вид информации, который нельзя было относить к государственной тайне. Это данные, засекречивание которых создаёт угрозу личной безопасности граждан. Этот пункт звучал в части 4 статьи 5: «Не может быть отнесена к государственным секретам информация, засекречивание которой создаёт угрозу личной безопасности граждан».
Однако в новом Законе, с которым можно ознакомиться здесь, перечень расширен и оформлен отдельной статьёй — статьёй 19. Теперь недопустимость засекречивания распространяется на множество категорий данных, а сам подход стал более структурированным.
Однако в новом Законе, с которым можно ознакомиться здесь, перечень расширен и оформлен отдельной статьёй — статьёй 19. Теперь недопустимость засекречивания распространяется на множество категорий данных, а сам подход стал более структурированным.
Какие сведения нельзя засекречивать?
Согласно статье 19 нового Закона, под запрет на засекречивание попадают следующие виды информации:
Чрезвычайные ситуации и их последствия
Информация о стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных ситуациях и других событиях, угрожающих жизни, здоровью и безопасности граждан. Это также включает официальные прогнозы и последствия подобных событий.
Экология и здоровье населения
Данные о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, медицинского обслуживания, социального обеспечения и сельского хозяйства.
Состояние преступности
Сведения о криминогенной обстановке в стране.
Макроэкономика и бюджет
Сводные статистические данные о макроэкономических показателях, параметрах Государственного бюджета и общем социально-экономическом развитии Республики Узбекистан.
Права человека
Любая информация о нарушениях прав и свобод человека.
Нарушения закона
Сведения о нарушениях законодательства со стороны государственных органов, иных организаций и их должностных лиц.
Иная информация
Любая другая информация, доступ к которой не ограничен законом.
Чрезвычайные ситуации и их последствия
Информация о стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных ситуациях и других событиях, угрожающих жизни, здоровью и безопасности граждан. Это также включает официальные прогнозы и последствия подобных событий.
Экология и здоровье населения
Данные о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, медицинского обслуживания, социального обеспечения и сельского хозяйства.
Состояние преступности
Сведения о криминогенной обстановке в стране.
Макроэкономика и бюджет
Сводные статистические данные о макроэкономических показателях, параметрах Государственного бюджета и общем социально-экономическом развитии Республики Узбекистан.
Права человека
Любая информация о нарушениях прав и свобод человека.
Нарушения закона
Сведения о нарушениях законодательства со стороны государственных органов, иных организаций и их должностных лиц.
Иная информация
Любая другая информация, доступ к которой не ограничен законом.
Ответственность за неправомерное засекречивание
Новый Закон также предусматривает ответственность для должностных лиц, которые принимают необоснованные решения о засекречивании. Если подобные действия приводят к материальному или моральному ущербу гражданам, организациям, обществу или государству, виновные обязаны нести ответственность по закону. Более того, граждане имеют право обжаловать такие решения в суде.
Почему это важно для журналистов и активистов?
Расширение перечня незасекречиваемой информации — значительный шаг вперёд для повышения прозрачности. Теперь у представителей СМИ и гражданского общества есть больше возможностей получать данные, которые раньше могли быть скрыты под предлогом секретности.
Например, если ранее получить информацию о загрязнении воздуха или состоянии местной больницы было сложно из-за бюрократических барьеров, теперь это становится правом каждого гражданина.
Представьте ситуацию: журналист хочет опубликовать данные о санитарной ситуации в регионе, пострадавшем от аварии на химическом заводе. Если местные власти отказываются предоставлять эту информацию, ссылаясь на её секретность, журналист может апеллировать к статье 19 нового Закона и требовать данные.
Например, если ранее получить информацию о загрязнении воздуха или состоянии местной больницы было сложно из-за бюрократических барьеров, теперь это становится правом каждого гражданина.
Представьте ситуацию: журналист хочет опубликовать данные о санитарной ситуации в регионе, пострадавшем от аварии на химическом заводе. Если местные власти отказываются предоставлять эту информацию, ссылаясь на её секретность, журналист может апеллировать к статье 19 нового Закона и требовать данные.
Как действовать, если информация засекречена?
Если вы столкнулись с отказом в доступе к сведениям, которые должны быть открыты:
Новый Закон делает систему более прозрачной и предоставляет гражданам, журналистам и активистам мощные инструменты для получения важной информации.
Следите за нашими публикациями на Legalclinic.uz, чтобы быть в курсе всех правовых изменений и знать, как отстаивать свои права.
- Убедитесь, что данные действительно входят в перечень, указанный в статье 19.
- Направьте письменный запрос в соответствующий орган с указанием на статью 19.
- В случае отказа — подайте жалобу в прокуратуру.
Новый Закон делает систему более прозрачной и предоставляет гражданам, журналистам и активистам мощные инструменты для получения важной информации.
Следите за нашими публикациями на Legalclinic.uz, чтобы быть в курсе всех правовых изменений и знать, как отстаивать свои права.