Можно ли публиковать изображения обнаженного и полуобнаженного тела?
Юристам Legalclinic поступил вопрос о том, какие нормы закона регламентируют публикацию фото обнаженных и полуобнаженных людей в художественных, научно-просветительских и образовательных целях.
Не будет ли это истолковано как использование противоречащих национальным и семейным традициям, а также общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов? - спрашивает журналист.
Отвечает медиаюрист Илхом Хамидов
В законодательстве нет прямого запрета на размещение фотографий в обнаженном виде, полуобнаженном виде и топлес. однако Закон РУз "О СМИ" предусматривает следующие ограничения:
Статья 6. Недопустимость злоупотребления свободой средств массовой информации
Не допускается использование средств массовой информации в целях:
призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;
пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, если иное не предусмотрено законом;
пропаганды порнографии;
совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Таким образом, СМИ нельзя распространять продукцию порнографического характера.
В разделе 8 Уголовного кодекса РУз дается понятие порнографической продукции:
Порнографическая продукция — порнографическое произведение, а также материалы и предметы, либо созданные с помощью компьютерных технологий, не представляющие художественной ценности и не имеющие научного, медицинского или учебного назначения, содержащие описание либо фото-, видео- или иное изображение половых органов человека либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового акта.
Исходя из указанных понятий, и имеющейся практики размещение фото обнаженного тела или топлес может быть признано порнографическим.
Для получения официального ответа от органа, регулирующего деятельность медиа в Узбекистане мы обратились в Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан.
Публикация полностью обнаженных людей может быть расценена как порнографическая продукция согласно определению УК РУз, если материалы соответствуют следующим критериям:
а) не представляют художественной ценности; б) не имеют научного, медицинского или учебного назначения; в) содержат
описание/изображение половых органов человека либо фото/видео или иное изображение реально совершаемого или имитируемого полового акта.
Согласно статье 6 закона "О СМИ" и статьи 12 (1) закона Республики Узбекистан "Об информатизации" пропаганда порнографии не допускается.
В соответствии со статьей 189 КоАО, за изготовление или ввоз на территорию Республики Узбекистан с целью распространения, рекламирования или демонстрации, а равно распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции, в том числе в средствах массовой информации сетях телекоммуникации или всемирной информационной сети Интернет влечет наложение штрафа на граждан от 50 до 400, а га должностных лиц - от 100 до 450 базовых расчетных величин с конфискацией порнографической продукции, а также средств изготовления, распространения, рекламирования и демонстрации.
Агентство не дает разъяснений о возможности публикации изображения обнаженного и полуобнаженного тела относительно противоречия национальным и семейным традициям, а также общепринятым нормам морали и нравственности.
Однако Статья 4 Конституции Республики Узбекистан подчеркивает необходимость уважительного отношения к обычаям и традициям народов, проживающих на территории страны., закон "О средствах массовой информации" запрещает рубликацию материалов, которые могут оскорбить честь и достоинство граждан или вмешиваться в их личную жизнь, а закон "О рекламе" использование противоречащих национальным и семейным традициям, а также общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов рассматривает как ненадлежащую, а следовательно недопустимую рекламу.
Если у вас возникли вопросы или нужна профессиональная помощь, связанные с защитой ваших прав, обратитесь к медиаюристам за бесплатной юридической консультацией. Эксперты Legalclinic.uz готовы помочь вам разобраться в правовых аспектах вашей ситуации и предложить подходящие решения. Конфиденциальность гарантируется, вопрос можно задать анонимно. Обратитесь к нам сегодня, чтобы получить квалифицированную поддержку!