Новости

Реклама алкогольной продукции: запреты и разрешения

Юристам Legalclinic поступил вопрос: возможно ли публиковать рекламу алкогольной продукции в глянцевом журнале, если ставится отметка 18+
Отвечает медиаюрист Илхом Хамидов

Реклама алкогольной продукции любой крепости в настоящее время не допускается. 39 закона "О рекламе".
Статья 38. Реклама алкогольной продукции
Реклама алкогольной продукции любой крепости не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39 настоящего Закона.
Запрещается стимулирование продажи алкогольной продукции путем:
  • безвозмездного распространения образцов алкогольной продукции;
  • спонсирования мероприятий, в которых используется наименование, товарный знак (знак обслуживания) или изображение алкогольной продукции;
  • распространения, в том числе продажи товаров (футболок, головных уборов, игр и других) с использованием наименования, товарного знака (знака обслуживания) или изображения алкогольной продукции, а также алкогольной продукции, имитирующей детские игрушки, конфеты или другие товары детского ассортимента;
  • проведения любых других видов стимулирующих акций.
В рекламе любых других товаров не допускается демонстрация процесса потребления алкогольной продукции, а также создание впечатления, что этот процесс имеет важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния пользователей рекламы.
Статья 39 закона "О рекламе" была изменена и обновленная редакция статьи вступает в силу с 1 января 2025 года.
Статья 39. Реклама пива, натуральных и игристых вин (№ ЗРУ-908 — Национальная база данных законодательства, 15.02.2024 г., № 03/24/908/0126)

Допускается реклама пива натуральных и игристых вин, в следующих случаях:
  • в залах гостиниц, предприятий торговли и общественного питания, где осуществляется торговля такой продукцией, а также в местах их демонстрации и дегустации;
  • на официальных веб страница во всемирной информационной сети Интернет производителей и лиц, осуществляющих реализацию пива, натуральных и игристых вин, с указанием возрастной классификации информационного продукта;
  • в средствах железнодорожного и воздушного транспорта;
  • по телевидению и радио с 23-00 до 07-00 часов по местному времени.

Реклама пива, натуральных и игристых вин:
  • должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного употребления такой продукции, занимающим не менее десяти процентов основной площади и времени рекламы, и информацией о лицах, употребление которым данной продукции не рекомендуется;
  • не должна демонстрировать процессы потребления такой продукции, создавать впечатление, что эти процессы имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния;
  • не должна состоять из действий, направленных на распространение в открытой или скрытой форме идей, взглядов и художественных образов, формирующих у личности представление о безвредности их употребления;
  • не должна использовать человеческий образ.

При рекламе пива, натуральных и игристых вин, не допускается:
  • проведение стимулирующих акций или других подобных мероприятий;
  • спонсирование культурно-развлекательных, общественных и спортивных мероприятий.
Также за разъяснениями по вопросу журналиста мы обратились в в Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан.
Ответ Агентства

Реклама алкогольной продукции в Узбекистане регламентируется

  • Законом РУз "О рекламе";
  • КоАО;
  • Постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан;
  • приказами и постановлениями министерств и ведомств.

Согласно статье закона РУз "О рекламе":
  • запрещена реклама крепкого алкоголя
  • разрешена только реклама пива, натуральных и игристых вин в гостиницах, магазинах и заведениях общепита, торгующих алкоголем, на дегустациях и презентациях, на официальных сайтах производителей и продавцов, на ТВ и радио только с 23:00 до 7:00, а также в других случаях прямо предусмотренных законодательством.
Дополнительные требования:
  • обязательная маркировка 18+
  • запрет на утверждения о полезных свойствах алкоголя
  • нельзя осуждать воздержание от алкоголя
  • реклама не должна быть направлена на несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 178(1) КоАО, нарушение законодательства о рекламе влечет наложение штрафа от 5 до 7 базовых расчетных величин.
Если у вас возникли вопросы или нужна профессиональная помощь, связанные с защитой ваших прав, обратитесь к медиаюристам за бесплатной юридической консультацией. Эксперты Legalclinic.uz готовы помочь вам разобраться в правовых аспектах вашей ситуации и предложить подходящие решения. Конфиденциальность гарантируется, вопрос можно задать анонимно. Обратитесь к нам сегодня, чтобы получить квалифицированную поддержку!