Новости и мероприятия

Права журналистов в законодательстве стран Центральной Азии. Что несут изменения

Права журналистов в Центральной Азии зафиксированы отдельной статьей в законах. В Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане они прописаны в законе "О средствах массовой информации", в Узбекистане - в законе "О защите профессиональной деятельности журналиста".  
Сейчас практически во всех странах региона говорят о том, что назрела необходимость совершенстововать законы, касающиеся профессиональной деятельности журналистов. 
Как сейчас закон определяет права журналистов в странах Центральной Азии и в каких направлениях ожидаются изменения, рассмотрим на материалах СМИ и интервью с медиаюристами и медиаэкспертами разных стран.


В Казахстане сейчас идет выработка подходов к изменению норм закона "О СМИ". "Внесение в мажилис закона "О средствах массовой информации" планируется в 2023 году. Пока идет выработка концептуальных подходов к изменению норм закона в соответствии с теми направлениями, которые даны главой государства в послании", - рассказал министр юстиции Казахстана Канат Мусин на брифинге. Пресмотреть закон "О СМИ" в Казахстане поручил президент Касым-Жомарт Токаев. Он заявил, что "СМИ должны быть конкурентными и свободными".
"Это крайне важно сейчас. Журналисты должны искренне переживать за своих граждан. Они должны быть свободными и не работать по заказу отдельных лиц", - сказал президент во время послания народу.
Журналистка, директор и соучредительница Правового медиа-центра Диана Окремова участвовала в первом заседании рабочей группы. Она прокомментировала некоторые нововведения.
-Есть моменты, которые, на мой взгляд, вообще непонятно откуда взялись, хотя министерство говорит, что это результат обращений граждан.
Например, государственная аккредитация журналистов. Это не тот процесс аккредитации, который сейчас существует в госорганах, а как бы сертификация журналистов. Если вы получаете сертификацию, это подтверждение, что вы действительно журналист, и вам можно проходить на различные мероприятия. 
 На наш взгляд, это подозрительная норма, которая, опять же, дает государству полномочия определять: кто больше журналист, а кто — меньше. Мне кажется, хватает того, что СМИ регистрируются, журналисты принимаются на работу, что у них есть служебное удостоверение, — отмечает Окремова.
 Она считает, что норма нужна министерству для еще большего контроля над журналистами.
Диана Окремова отмечает также, что положительные моменты в проекте закона тоже есть: Например, в судебных делах о защите чести, достоинства и деловой репутации хотят установить срок исковой давности — один год. Это международная практика.
Еще один положительный момент — введение гарантий защиты журналистов, которые освещают события в опасных локациях. Например, редакция должна предоставить страховку жизни журналисту, если посылает его на опасное задание.
Экспертка отмечает, что пока разрабатывающий закон орган спокойно реагирует на критику. В министерстве заявляют, что готовы обсуждать спорные моменты.


Администрация президента Кыргызстана в сентябре 2022 года вынесла на общественное обсуждение законопроект «О средствах массовой информации». Он вступит в силу с 1 апреля 2023 года.
В справке - обосновании говорится, что действующий закон о СМИ «морально устарел» и не соответствует реалиям современного общества.
Согласно документу, в действующем законе также не регулируется в правовом отношении работа «сетевых СМИ». В новом законопроекте предлагается восполнить существующие пробелы.
«Законопроект опирается на общепризнанные принципы и нормы международного права, провозглашающие допустимость ограничения законом свободы получать и распространять информацию и идеи, если это необходимо в интересах национальной безопасности или общественного порядка, в целях предотвращения преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц», – говорится в законопроекте.
Так, в статье 1, предлагаемого законопроекта, говорится, что ограничение свободы слова, печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения в соответствии с конституционным законом.
При этом, в справке обоснования сказано, что говоря об ограничениях свободы слова речь идет не о цензуре, а о введении «общественного контроля» за тем, что публикуют СМИ.
В документе отмечается, что «пользование правом свободного выражения своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность». Об этом гласит Международный пакт о гражданских и политических правах, к которому Кыргызстан присоединился в 1994 году.
В общем, в новом законопроекте добавили 27 статей. Действующий  закон о СМИ состоит из 27 статей, в новом же будет – 54.
В проекте закона также указано, что в случае его принятия, СМИ должны пройти перерегистрацию до 1 июня 2023 года. Те средства массовой информации, которые не пройдут регистрацию, будут считаться ликвидированными. Медиаэксперты заявляют, что некоторые статьи проекта закона противоречивы и содержат риски для независимых СМИ.
Чиновники обещают учесть все замечания. Смущает, что в каждой инициативе, спущенной сверху, юристы находят подводные камни, о которые то и дело спотыкается свобода слова. Высказывают свои предложения, посылают аналитические записки, но власти их стабильно игнорируют. Изменится ли положение сейчас? Медиасообщество сомневается.


О несовершенстве существующего законодательства в сфере свободы выражения и прав журналистов говорят и медиаэксперты из Таджикистана.
В соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан любая деятельность СМИ начинается с регистрации и учета. Регистрация СМИ регулируется законами Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «О периодической печати и других средствах массовой информации», соответственно учетная регистрация регулируется Законом Республики Таджикистан «О периодической печати и других средствах массовой информации», а также «Порядком государственного учета издательской деятельности, полиграфических предприятий и ведения Государственного единого реестра» (далее Порядок) утвержден постановлением Правительства Республики Таджикистан от 25 февраля 2017 года, за № 97. 
Суть проблемы заключается в том, что, Порядок, который должен регулировать только деятельность изданий и полиграфических предприятий регулирует также порядок учета СМИ. На практике, в основном, регулирующий органы, ссылаются на Порядок, а не на норму Закона. Это является нарушением частей 2 и 3 статьи 9 Закона Республики Таджикистан” О нормативных правовых актах” относительно определения юридической силы нормативных правовых актов.
Перечень документов, которые указаны в Порядке государственного учета издательской деятельности, полиграфических предприятий содержит пункт, не установленный в законе. Это требование о предоставлении справки из Государственного комитета национальной безопасности Республики Таджикистан. В соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан, перечень требований о предоставлении тех или иных документов, может быть установлен только законом.
Такая процедура регистрации и учета может привести к созданию искусственного барьера для свободы слова и новых коррупционных схем. После прохождения всей процедуры регистрации и учета весь процесс принимает разрешительный характер, а не уведомительный. Разрешительный характер регистрации и учета СМИ противоречит международным нормам о свободе слова и выражения мнений.
Исходя из данной статьи, Международная организация «Article 19» еще в 2014 году после проведения анализа Закона о СМИ РТ, рекомендовала в новом проекте закона пересмотреть порядок регистрации СМИ. Они приравняли порядок регистрации к лицензированию печатных и вещательных СМИ. Также отметили что «современные печатные СМИ могут являться только объектом процедуры уведомления осуществляемого со стороны независимого органа».
Но, при внесениях дополнений и изменений в указанный закон в 2017 году, рекомендации «Article 19» не были приняты во внимание.
В связи с чем, в 2019 году Комитет по правам человека ООН выразил свою обеспокоенность по данному поводу.


Агентство информации и массовой коммуникации РУз в начале января 2020 года разработало проект закона «О свободе доступа к информации, а также открытости деятельности государственных органов и иных организаций», который призван объединить три закона («О гарантиях и свободе доступа к информации», «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления») в сфере обеспечения свободы доступа к информации в единый закон. Медиаюрист Ильхом Хамидов отмечает, что это очень хорошая инициатива, однако по данному проекту неизвестно, на какой стадии рассмотрения он находится. 
По мнению эксперта, к недостаткам действующего в Узбекистане законодательства в сфере медиа можно отнести устаревшие правила аккредитации журналистов.
Он также отмечает, что деятельность журналистов в Узбекистане осложняет не всегда правильная работа государственных органов с запросами на получение информации, в частности от СМИ и журналистов.
Эксперты АРТИКЛЬ 19 также проанализировали ключевые положения закона "О защите профссиональной деятельности журналиста" и с учетом базового принципа, согласно которому защита журналистов обязательно требует обеспечение всех прав человека для журналистов, в особенности их свободы на выражение мнений, которая является основой осуществления журналистской деятельности, а также здоровой демократии. В рамках данного анализа АРТИКЛЬ 19 подчеркивает свою обеспокоенность и противоречия между Законом и международными стандартами в области прав человека и предлагает конструктивные рекомендации относительно того, каким образом Закон может быть изменен.
  • Узбекистан должен провести комплексную оценку законодательства, касающегося свободы выражения мнений и обеспечить его полное соответствие нормам международного права. Законодательство должно обеспечить, чтобы  всякое ограничение свободы выражения мнений строго соответствовало трехчастному тесту в рамках международных стандартов в области прав человека.
  • Определение понятия «журналист» в Законе должно быть пересмотрено. Оно должно быть заменено более функциональным определением журналистики и должно применяться к любому физическому или юридическому лицу, на регулярной или профессиональной основе занимающемуся сбором и распространением информации для неопределенного круга лиц через любые средства массовой информации.
  • Закон должен быть изменен с тем, чтобы предусмотреть право на доступ к информации для каждого, как для журналистов, так и для тех, кто не является журналистами. Любые ограничения на доступ к информации должны соответствовать международным стандартам. Узбекистан также должен принять комплексный закон о свободе информации.
  • Все положения Закона, устанавливающие профессиональные и этические стандарты деятельности журналистов, должны быть отменены. Независимый орган саморегулирования должен принять этические стандарты для прессы. Независимый орган, регулирующий вещание, должен ввести стандарты для вещателей.
  • Правило о защите конфиденциальности источников журналистской информации должно позиционироваться как право, а не обязательство. Оно должно применяться к любому лицу, на регулярной основе принимающему участие в профессио- нальном или периодическом распространении информации. Закон о СМИ должен обеспечить, чтобы любое ограничение конфиденциальности источников соответствовало международным стандартам в области свободы выражения мнений.
  • Закон о СМИ должен обеспечить, чтобы аккредитация требовалась только в случаях ограниченного числа мест, когда все заинтересованные журналисты не могут посетить мероприятие или освещать деятельность определенного органа. Закон должен содержать гарантии защиты от произвольного отказа в аккредитации, например, четкие правила аккредитации. Контроль за аккреди- тацией должен осуществлять независимый орган, такой как союз журналистов. Должно быть предусмотрено право опротестовать отказ в аккредитации в суде.
  • Узбекистан должен также обеспечить, чтобы национальная судебная система была полностью независимой и обеспеченной адекватными ресурсами для защиты прав человека по всей стране. Ее представители должны иметь возможность интерпретировать все законодательство с учетом международных стандартов в сфере свободы выражения мнений и прав человека. Такие положения должны быть включены во внутреннее законодательство.


Анализ показывает, что практически во всех странах Центраьной Азии в законодательстве о СМИ есть противоречия и законодательство недостаточно охватывает новые сферы медиа. Поэтому назрела необходимость обновления законодательства, в сфере свободы выражения мнений, журналистской деятельности и защиты прав журналистов.  Но предлагаемые изменения вызывают опасения у членов медиасообщества в плане того, что новые нормы будут использваны не столько для укрепления свободы выражения мнений, сколько для усиления контроля над деятельностью журналистов и СМИ.

Использованные источники:
  • https://ru.sputnik.kz/20220414/novuyu-redaktsiyu-zakona-o-smi-vnesut-v-mazhilis-v-2023-godu-24198564.html
  • https://masa.media/ru/site/novyy-zakon-o-smi-gosinformzakaz-status-blogerov-i-sertifikatsiya-zhurnalistov
  • https://kloop.kg/blog/2022/11/14/novyj-zakon-o-smi-minyust-podgotovil-otritsatelnoe-zaklyuchenie-k-zakonoproektu/
  • https://deputat.kg/draft-laws/proekt-zakona-kyrgyzskoj-respubliki-o-sredstvah-massovoj-informatsii/
  • https://www.khoma.tj/khoma/ru/2020/09/03/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%B2%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8/
  • https://school.cabar.asia/ru/articles/pravovye-ramki-dlja-zhurnalistov-kakie-oni/
  • https://www.article19.org/wp-content/uploads/2019/05/A19_Prof-Activity-Journalist-Law-UZ-Analysis-Feb-2019_Rus_Web.pdf