Новости и мероприятия

Правовые и этические аспекты фактчекинга

В современном мире, где информация распространяется с невероятной скоростью, вопрос достоверности и надежности становится как никогда актуальным. Фактчекинг, или профессиональная проверка фактов, играет ключевую роль в обеспечении точности и правдивости информации. Тем не менее, этот процесс неразрывно связан с рядом правовых и этических аспектов, которые необходимо учитывать.
Международная фактчекинговая сеть (IFCN) разработала кодекс принципов для верификации информации в СМИ. Многие организации, занимающиеся фактчекингом, руководствуются этими принципами.

Основные принципы Кодекса IFCN
  1. Обязанность к беспристрастности и справедливости: Все организации, подписавшие кодекс, обязуются использовать одни и те же стандарты для проверки фактов, не отстаивая интересы какой-либо стороны. Они следуют установленным процессам и позволяют доказательствам определять выводы, избегая политической предвзятости.
  2. Прозрачность источников: Фактчекеры должны предоставлять источники информации в достаточной степени, чтобы читатели могли самостоятельно проверить их выводы. Исключения составляют случаи, когда раскрытие источника может угрожать его безопасности.
  3. Прозрачность финансирования и организации: Организации обязуются открыто сообщать о своих источниках финансирования и гарантировать, что они не влияют на выводы проверок фактов. Это включает в себя детализацию профессионального фона ключевых сотрудников и организационной структуры.
  4. Прозрачность методологии: Кодекс требует от организаций объяснять методы, используемые для выбора, исследования, написания, редактирования и публикации проверок фактов. Это включает в себя открытость к предложениям от читателей по проверке фактов.
  5. Честная и открытая политика исправлений: Организации должны иметь четкую политику исправлений и следовать ей, обеспечивая прозрачность в процессе внесения изменений в уже опубликованные материалы.
Один из главных правовых вопросов, касающихся фактчекинга - это работа с личной информацией и личными данными.
Говоря о фактчекинге, часто упоминаются методы OSINT. Но фактчекинг чаще всего применяется в контексте журналистики и медиа, где основная задача — проверить конкретные утверждения, сделанные публичными фигурами или в новостях. OSINT же охватывает более широкий спектр задач, включая разведку, безопасность и исследовательскую деятельность, и может использоваться как в коммерческих, так и в государственных целях. Фактчекинг обычно включает в себя проверку конкретных заявлений на правдивость, в то время как OSINT может включать сбор информации о людях, организациях или событиях без конкретной цели проверки фактов. OSINT может использовать автоматизированные инструменты для сбора данных, тогда как фактчекинг часто требует ручной проверки и анализа. Кроме того OSINTможет использовать для аргументации слитые базы данных, прослушку и другие методы, которые в журналистике не всегда рассматриваются, как этичные. Фактчекинг к подобного рода доказательствам не прибегает.
Фактчекинг часто требует сбора и анализа данных, включая персональные данные при проверке аккаунтов социальных сетей и источников информации. Это ставит перед фактчекерами задачу соблюдения законодательства о защите персональных данных. В Европейском Союзе, например, действует Общий регламент по защите данных (GDPR), который устанавливает строгие правила обработки персональной информации. Несоблюдение этих правил может привести к серьезным юридическим последствиям.

В Узбекистане сфера персональных данных регулируется Законом от 02.07.2019 г. №ЗРУ-547 "О персональных данных". Этот закон устанавливает права и обязанности субъектов персональных данных, операторов и других участников процесса обработки данных.
Основные положения Закона о персональных данных
  1. Определение персональных данных: Персональные данные включают любую информацию, относящуюся к определенному физическому лицу, которая может быть использована для его идентификации.
  2. Согласие на обработку: Оператор обязан получить согласие субъекта на обработку его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  3. Права субъектов: Субъекты персональных данных имеют право на доступ к своим данным, их исправление, уничтожение и получение информации о том, как и для каких целей обрабатываются их данные.
  4. Требования к безопасности: Операторы обязаны применять организационные и технические меры для защиты персональных данных от несанкционированного доступа, утечки и других угроз.
Юридические последствия за публикацию или утечку персональных данных

  1. Административная ответственность: За нарушение законодательства о защите персональных данных предусмотрены штрафы для юридических и физических лиц. Размер штрафов может варьироваться в зависимости от степени нарушения.
  2. Гражданская ответственность: Субъекты, чьи данные были незаконно опубликованы или утечка произошла, могут подать иски о возмещении убытков, причиненных в результате нарушения их прав.
  3. Уголовная ответственность: В случае серьезных нарушений, таких как массовая утечка данных или умышленное распространение персональных данных с целью причинения вреда, могут быть применены уголовные меры, включая лишение свободы.
  4. Обязанность по исправлению: Операторы, допустившие утечку или неправомерную публикацию данных, обязаны принять меры для устранения последствий, включая уведомление пострадавших и восстановление утраченных данных.
Несмотря на то, что фактчекинг - это медийная деятельность, не все ресурсы, работающие в формате фактчекинга зарегистрированы в качестве СМИ. Многие представлены в виде страниц в социальных сетях, например в Youtube формате. Но это не снимает с фактчекеров ответственности за распространение ложной информации.

В некоторых юрисдикциях законодательство предусматривает ответственность за клевету и распространение ложных сведений, что делает процесс фактчекинга особенно важным. Фактчекеры должны быть готовы предоставить доказательства достоверности проверенной информации, чтобы избежать юридических претензий.
В Узбекистане ответственность за распространение ложной информации зафиксирована в нескольких законодательных актах:

Закон "О средствах массовой информации"

  • СМИ несут ответственность за правдивость и достоверность публикуемой информации в порядке, установленном законодательством.
Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности

Распространение ложной информации в СМИ, сетях телекоммуникаций или интернете, приводящее к унижению достоинства личности или дискредитации, наказывается штрафом до 150 базовых расчетных величин, обязательными общественными работами до 240 часов, исправительными работами до 2 лет или ограничением свободы до 2 лет.
2024-08-06 17:36