6 июня был подписан новый закон “О рекламе”, который вступит в силу в сентябре 2022 года. В новом издании помимо того, что старые статьи были существенно изменены и дополнены, также появились и новые.
К примеру “Глава 2. Регулирование в области оборота рекламы”, которая четко распределила задачи государственных органов в области рекламы.
Статья 8. Полномочия уполномоченного государственного органа в области оборота рекламы Уполномоченным государственным органом в области оборота рекламы является Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном полномоченный государственный орган:
выявляет случаи нарушения требований законодательства о рекламе субъектами рекламной деятельности и принимает меры по их устранению;
привлекает при необходимости экспертов и специалистов для получения заключений и разъяснений с целью установления фактов нарушения требований законодательства о рекламе;
принимает решения о применении финансовых санкций в отношении субъектов рекламной деятельности в порядке, установленном законодательством;
Соответственно, если в старом издании не было четко прописано, кто и как мониторит рекламу, то теперь это обязанность Уполномоченного государственного органа - Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан.
На примере некоторых рекламных публикаций и постов из сети рассмотрим другие нововведения.
Статья 6. "Язык рекламы" вызвала бурные обсуждения в социальных сетях и даже хейтинг в отношении пользователей.
Теперь на территории Республики Узбекистан реклама распространяется на государственном языке Республики Узбекистан; текст перевода рекламы на других языках, размещаемой посредством внешней рекламы, должен быть размещен горизонтально на нижней части текста рекламы на государственном языке Республики Узбекистан и не должен превышать сорока процентов общей площади рекламы; размер шрифта текста перевода рекламы на других языках должен быть меньше размера шрифта текста рекламы на государственном языке Республики Узбекистан;
Вот к такому примеру наружной рекламы возникнут юридические вопросы и могут быть применены санкции в соответствии с Новым законом.
Источник изображения Статья 41. Реклама пиротехнических средств, оружия и боевых припасов к нему, продукции военного назначения
Запрещается реклама пиротехнических средств, всех видов оружия и боевых припасов к нему, их комплектных частей, взрывчатых веществ и устройств, техники, продукции военного назначения, за исключением охотничьих и спортивных оружий, разрешенных к хранению и использованию. Реклама охотничьих и спортивных оружий осуществляется только в специализированных изданиях, а также непосредственно в помещениях торговых организаций, реализующих такое оружие, или на соответствующих выставках (мероприятиях). Реклама охотничьих и спортивных оружий не должна: быть направлена для несовершеннолетних;
Таким образом подобный ролик на Youtube будет нарушением закона.
Статья 37. Реклама энергетических напитков Реклама энергетических напитков не должна содержать изображения людей, добившихся успехов в спорте; создавать впечатление, что потребление энергетических напитков имеет важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния пользователей рекламы.
И вот такой рекламный подход применять больше нельзя.
Статья 46. Реклама лотерей, азартных и других основанных на риске игр Не допускается реклама азартных и других основанных на риске игр, в том числе организуемых с использованием сетей телекоммуникаций, а также всемирной информационной сети Интернет.
Сейчас в сети подобной рекламы очень много. И с сентября она станет незаконной.
Такая недостоверная реклама, которая вводит людей в заблуждение это обычная практика для Ташкента. Всюду реклама учебных центров, причем как в интернет реклам, так и внешних. Пытаясь привлечь больше студентов, людей вводят в заблуждение и превышают их ожидания от полученных знаний. В Великобритании эту проблему решили четко прописанными статьями в законе о рекламе. Вот некоторые пункты из этой статьи:
Рекламные сообщения о курсах обучения не должны содержать вводящие в заблуждения обещания или преувеличивать перспективы работы или уровень заработной платы лиц, окончивших данные курсы;
Не следует предлагать незарегистрированные дипломы или аттестаты или преувеличивать ценность зарегистрированных;
Вызывает некоторые вопросы формулировка статьи 16 нового закона "Основные требования к рекламе". В рекламе запрещается: использование противоречащих национальным и семейным традициям, а также общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов.
Конкретных критериев противоречия традициям и общепринятым нормам морали и нравственности в законе не приведено. Хочется верить, что под данную статью попадет реклама с сексуальной объективацией, и данная статья нового закона не станет поводом для злоупотреблений.
Сексуальная объективация - отношение к другому человеку исключительно как к инструменту (объекту) для сексуального удовлетворения, без учёта личности или способности испытывать чувства. Объективация человека представляет собой восприятие человека как товара или объекта для какого-либо использования.
Анализ наружной рекламы и рекламы в сети Интернет показал, что очень много роликов и постов не соответствуют требованиям Нового закона вследствие чего, будут возникать вопросы и возможны санкции. Впредь производителям рекламы нужно быть внимательнее...