Новости и мероприятия

Медиаюрист Мадина Турсунова о работе в Юридической клинике для журналистов, блогеров и работников медиасферы

Юридическая клиника функционирует уже не первый год, здесь даются бесплатные юридические консулльтации, в рамках проекта проводятся тренинги по повышению правовой грамотности работников медиасферы и по специализации в области медиа для юристов, публикуются самые востребованные материалы по теме. О том, как работает юрист, с какими вопросами и трудностями сталкивается в своей практике говорим с юристом Клиники Мадиной Турсуновой.

1. Что вас заинтересовало в сфере медиа? Почему именно такая специализация?

В медиа всегда присутствует тема авторских прав, с которой и связана моя профессиональная деятельность. Ранее я преподавала в Ташкентском государственном юридическом университете дисциплину «Информационное право», которая собирает в себе темы, актуальные в сегодняшнем проекте: информация и доступ к ней, понятие СМИ и так далее. Уже тогда в моей практике присутствовали вопросы правового регулирования деятельности СМИ и журналистов, сейчас я продолжаю расширять поле моих интересов.

2. Как проходят консультации в юридической клинике?

В пилотном этапе проекта (2019 год) консультации проводились в очном формате. Шесть дней в неделю в послеобеденное время в офисе проекта дежурил юрист, который и проводил встречи. Сейчас же консультации перешли в основном в онлайн-формат, но при необходимости, мы встречаемся с журналистами и в оффлайн. Функционирует две позиции – быстрая и подробная консультации. Первая - предполагает базовый ответ на запрос посредством Telegram в течение суток, а вторая – более детальное изучение вопроса и предоставление развернутого ответа с точными рекомендациями. Кроме того, существует формат юридического анализа текста публикации, помощь в оформлении той или иной документации, например устава СМИ или запроса в государственные органы..

3. Какие вопросы журналисты задают чаще всего?

Самые распространенные запросы – это проблемы с доступом к информации. Журналисты и блогеры постоянно сталкиваются со сложностями и ограничениями в процессе получения каких-либо данных. Также журналисты чаще другого обращаются с вопросами касательно реакций государственных ведомств на критические материалы, последующих попыток оказать давление путем подачи диффамационных исков. И третье – это попытки цензуры тех или иных тем, недопуск журналистов и блогеров на мероприятия, необоснованные запреты на проведение видео и фото сьемок.

4. Какие вопросы вызывают у вас особый интерес?

Вопросы, связанные с темой авторских прав, защиты фото- и видеоконтента, персональные данные, вопросы защиты частной жизни и права на приватность, диффамационные споры.

5. Какие практические результаты вы смогли получить в своей практике медиаюриста?

В ходе работы проекта нам удалось выстроить диалог с различными представителями медиа, который помог нарисовать точную картину того, что действительно претерпевает сфера сегодня. Также результат – это уверенность, что большой пласт журналистов и блогеров осведомлены о своих правах и обязаннтосях, ознакомлены с основными правовыми инструментами для использования с своей профессиональной деятельности.

6. Есть ли вопросы, вызывающие трудности?

Да, они связаны с основной проблемой наших СМИ – доступом к информации и то, что на данный момент отсутствуют прямые нормы ответственности за несоблюдение сроков предоставления информации по запросу СМИ со стороны органов государственной власти.
Также, вопросы затрагивающие доступ к материалам уголовных дел и открытым судебным заседаниям достаточно актуальны. Но при отсутствии четких правил и регулирования допуска внутренними ведомственными документами сложно выработать единые универсальные рекомендации.

7. Расскажите о самом интересном случае в вашей практике медиаюриста

Хочу отметить весь опыт, который почерпнула в течение работы проекта. Каждый этап, консультация и тренинг – уникальный кейс, который позволил лично изучить правовое пространство медиасферы. Отдельно подчеркну разбор реальных случаев, с которыми сталкивались журналисты и блогеры, которыми они делятся в рамках запросов на консультации и тренингов. Это показатель поступательного развития медиасферы. Оно выражается в росте количества аналитических и критических публикаций в СМИ.
8. Какие проблемы в правовой практике медиа вы считаете самыми насущными на сегодняшний день?
Разумеется, пробелы в законодательстве и то, что в некоторых случаях одна норма может противоречить другой. Также к проблемам отнесу низкую правовую грамотность в медиасреде. Знание основополагающих принципов законодательства, основных прав и обязанностей СМИ и журналистов просто необходимо.