Новости и мероприятия

Нововведения в законодательстве Узбекистана в сфере информации

Законодательство Республики Узбекистан вбирает в себя международные стандарты и обязательства по обеспечению свободы слова, защите частной жизни и персональных данных, а также по сотрудничеству в области информатизации. 30 сентября 1991 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета Республики Узбекистан была ратифицирована «Всеобщая декларация прав человека» - первый международно-правовой документ, к которому присоединилась Республика Узбекистан после обретения независимости. Положения статьи 19 Декларации нашли свое отражение в основных нормативно-правовых актах Республики Узбекистан, регулирующих права и свободы человека в информационной сфере. Эти положения непосредственно включают в себя права свободно искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. К таким нормативно-правовым актам относятся следующие:
  • Конституция Республики Узбекистан гарантирует право каждого на свободу мысли, слова и убеждений, а также на поиск, получение и распространение любой информации. Ограничение этих прав допускается лишь в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также предотвращения разглашения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны.
  • Закон Республики Узбекистан «О гарантиях и свободе доступа к информации» регулирует отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права свободно и беспрепятственно искать, получать, исследовать, передавать и распространять информацию.
  • Закон Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации» раскрывает понятие информации, как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления», а также гарантирует право каждого на свободный доступ к информации, необходимой для реализации его конституционных прав и свобод.
  • Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» определяет понятие информатизации, как «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания условий для удовлетворения потребностей юридических и физических лиц в информации с использованием информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем», а также вводит новое понятие «блогер».
  • Закон Республики Узбекистан «О персональных данных» устанавливает правовые основы обработки и защиты персональных данных, а также права и обязанности субъектов персональных данных и операторов баз персональных данных.
Одним из основных нововведений в законодательстве в последнее время стало принятие обновленной Конституции в 2023 году, в статье 33 основного закона принято совершенно новое положение о том, что «государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет». Включение данного положения в основной документ страны стало признанием важности дальнейшего развития сети Интернет и признания доступа в интернет неотъемлемым правом человека.
Республика Узбекистан стала первой страной СНГ, включившей подобное положение в свою Конституцию.
Кроме того, с учетом обновленных конституционно-правовых условий Указом Президента Республики Узбекистан от 11.09.2023 г. №УП-158 была утверждена Стратегия Узбекистан – 2030, в которой также затрагивает необходимость дальнейшего усиления гарантий реализации прав граждан на свободный поиск, получение и распространение информации, посредством:
  • обеспечения соблюдения законодательства в национальном информационном пространстве;
  • повышения культуры использования информации;
  • защиты населения от воздействия чуждой и деструктивной информации;
  • педотвращения радикализации;
  • создания необходимых условий для беспрепятственного доступа к всемирной информационной сети Интернет;
  • обеспечения кибербезопасности в национальном Интернет-пространстве и повышения грамотности граждан по пользованию Интернетом.
Примечательно также закрепление понятия «Блогер» в законе Республики Узбекистан «Об информатизации»
Примечательно также закрепление понятия «Блогер» в законе Республики Узбекистан «Об информатизации». Исходя из определения, указанного в статье 3 этого закона, блогер - это «физическое лицо, размещающее на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет общедоступную информацию общественно-политического, социально-экономического и иного характера, в том числе для ее обсуждения пользователями информации». Получается, что практически все пользователи сети в Республике Узбекистан, имеющие свои общедоступные страницы (аккаунты) в социальных сетях могут быть признаны блогерами вне зависимости от их активности и количества подписчиков. Кроме того, согласно статье 121, дополненной в 2021 году, блогер обязуется незамедлительно принимать меры по удалению со своей страницы информации и материалов, касающихся:
  • призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
  • призыва к массовым беспорядкам, насилию над гражданами, а также к участию в собраниях, митингах, уличных шествиях и демонстрациях, проводимых с нарушением установленного порядка, а равно координации данных противоправных действий;
  • распространения заведомо ложной информации, содержащей угрозу общественному порядку или безопасности;
  • пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
  • разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
  • распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;
  • распространения информации, в том числе выраженной в неприличной форме, демонстрирующей неуважение к обществу, государству, государственным символам;
  • пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
  • пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также подстрекательства к совершению самоубийства;
  • распространения информации, направленной на склонение или иное вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
  • совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Блогер обязан отслеживать комментарии на своей странице
Если под постом блогера в социальных сетях или же в каналах мессенджеров набираются комментарии, затрагивающие вышеперечисленные пункты, он обязуется незамедлительно их удалять по требованию Центра по вопросам массовых коммуникаций Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан. В случае неисполнения обязательства доступ к веб-сайту и (или) или иному информационному ресурсу может быть ограничен специально уполномоченным органом – Министерством цифровых технологий Республики Узбекистан. В связи с этим у пользователей возникает трудность отслеживания комментариев. Кроме того, законодательство Республики Узбекистан также предусматривает административную ответственность за следующие правонарушения, совершенные лицами посредством информационной сети Интернет:
  • распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции (статья 189 КоАО);
  • распространение, рекламирование, демонстрация продукции, пропагандирующей культ притеснения, насилия или жестокости (статья 1891 КоАО);
  • публичный призыв к неисполнению или нарушению актов законодательства (статья 2011 КоАО);
  • распространение ложной информации (статья 2022 КоАО);
  • А также уголовную ответственность за такие преступления, совершенные лицами посредством информационной сети Интернет, как:
  • доведение до самоубийства (статья 103 УК РУз);
  • склонение к самоубийству (статья 1031 УК РУз);
  • распространение, рекламирование, демонстрация порнографической продукции (статья 130 УК РУз);
  • распространение, рекламирование, демонстрация продукции, пропагандирующей культ притеснения, насилия или жестокости (статья 1301 УК РУз);
  • клевета (статья 139 УК РУз);
  • оскорбление (статья 140 УК РУз);
  • массовые беспорядки (статья 244 УК РУз);
  • распространение или демонстрация материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку (статья 2441 УК РУз);
  • распространение ложной информации (статья 2446 УК РУз).
Тем не менее закон «Об информатизации» обязывает владельцев информационного ресурса, в том числе блогеров не допускать использование своих страниц в целях распространения запрещенной законодательством информации. В случае несвоевременного обнаружения комментариев на своей странице Центр по вопросам массовых коммуникаций Агентства информации массовых коммуникаций в течение 24 часов направляет владельцу информационного ресурса или блогеру уведомление об обнаружении на его странице информации, противоречащей закону и о необходимости ее удаления. Владелец информационного ресурса, а также блогер обязаны удалить информацию, запрещенную законодательством Республики Узбекистан, а также уведомить об этом Центр через свои официальные информационные ресурсы в электронной или бумажной форме не позднее 24 часов после получения уведомления. Если же запрещенная информация не будет удалена владельцем информационного ресурса в указанный срок, то Центр может обратиться к администратору социальной сети или мессенджера, где расположена запрещенная информация, либо в суд с иском.
На обновление законодательства Республики Узбекистан по защите информации также повлияла пандемия COVID-19. Дело в том, что с начала распространения карантинных мер в Республике Узбекистан, связанных с вирусом SARS-CoV-2 некоторые каналы мессенджера Telegram начали пользоваться паническими настроениями жителей распространяя ложные сведения. Так Законом Республики Узбекистан от 26 марта 2020 года № ЗРУ-613[И1] в Уголовный кодекс Республики Узбекистан была введена статья 2445, предусматривающая уголовную ответственность за распространение несоответствующих действительности сведений о распространении карантинных и других опасных для человека инфекций в устной форме, в печатном или иным способом размноженном тексте либо в средствах массовой информации, а также всемирной информационной сети Интернет. Кроме того, в условиях пандемии объектом неоднократных нарушений стали персональные данные граждан.
В 2020 году 50 тысяч узбекистанцев столкнулись с утечкой персональных данных, при использовании мессенджера Telegram.
По сообщению Центра кибербезопасности Республики Узбекистан в сети «Интернет» появилась база данных пользователей мессенджера Telegram, включающая более 40 миллионов строк, 50 062 из которых относятся к номерам узбекских сотовых операторов. Это могло повлечь за собой использование персональных данных злоумышленниками для осуществления холодных звонков (англ. cold calling), под видом распространения товаров или услуг, а также звонков с последующим списанием средств с банковских карт пользователей. Также были случаи нарушения персональных данных пользователей мессенджера Telegram Санитарно-эпидемиологическими службами, которые создавали публичные группы в мессенджере и загружали результаты анализов на COVID-19 участников групп, при этом грубо нарушая законодательство о персональных данных Республики Узбекистан. Следует отметить, что Законом Республики Узбекистан от 29 октября 2021 года № ЗРУ-726 Кодекс об Административной ответственности и Уголовный кодекс Республики Узбекистан были дополнены административной (статья 462) и уголовной (статья 1412) ответственностью за несоблюдение при обработке персональных данных граждан Республики Узбекистан с использованием информационных технологий, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, требований по сбору, систематизации и хранению персональных данных на технических средствах, физически размещенных на территории Республики Узбекистан, и в базах персональных данных, зарегистрированных в установленном порядке в Государственном реестре баз персональных данных.
К нововведениям можно также отнести введение уголовной ответственности за оскорбление Президента Республики Узбекистан. 30 марта 2021 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подписал Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан”, тем самым одобрив поправку в ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Республики Узбекистан о посягательствах на Президента Республики Узбекистан. Статья была дополнена обстоятельством об ответственности за оскорбление Президента посредством сетей телекоммуникаций или всемирной информационной сети Интернет.
Согласно статье 158 Уголовного кодекса публичное оскорбление или клевета в отношении Президента Республики Узбекистан наказывается исправительными работами до 3 лет или ограничением свободы от 2 до 5 лет либо лишением свободы до 5 лет.
Кроме того, законодательство Республики Узбекистан совершенствуется в области информации, затрагивающей неприкосновенность частной жизни. К примеру, в связи с участившимися случаями распространения фотографий и видео интимного характера граждан, зачастую с целью вымогательства Законом Республики Узбекистан от 11 апреля 2023 года в Уголовный кодекс Республики Узбекистан была введена статья 1413, предусматривающая уголовную ответственность за разглашение сведений, ущемляющих честь и достоинство личности и отражающих интимные стороны жизни человека. Положения статьи касаются распространения информации, содержащей фото и (или) видеоизображения обнаженного тела и (или) половых органов лица без его согласия, в том числе распространения в средствах массовой информации, сетях телекоммуникаций или всемирной информационной сети Интернет, либо угрозы распространения такой информации. Данные действия влекут за собой штраф от четырехсот до шестисот базовых расчетных величин или обязательными общественными работами до360 часов либо исправительными работами до 3 лет.
Те же действия, совершенные:

  • повторно или опасным рецидивистом;
  • по предварительному сговору группой лиц;
  • в отношении лица, заведомо для виновного, не достигшего восемнадцати лет, наказываются обязательными общественными работами от трехсот шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов или ограничением свободы от одного года до трех лет либо лишением свободы до трех лет.
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что Республика Узбекистан старается идти в ногу со временем и подстраиваться на законодательном уровне под вызовы современных ситуаций, будь то непрерывное развитие информационных технологий или же внезапная пандемия. Государство проводит эффективную политику по укреплению законодательства в сфере информации, которое направлено на регулирование отношений, связанных со свободой доступа к информации, а также с созданием, использованием и защитой информационных ресурсов, информационных технологий и информационных систем. Для дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы по соблюдению законодательства в области информации в первую очередь необходимо повышать правовую грамотность граждан Республики Узбекистан, объясняя законодательство простым и доступным языком. Это можно осуществить посредством средств массовой информации, а также общедоступных информационных ресурсов в сети Интернет.
Авторы:

Хамидов Илхом
директор, юрисконсульт юридической консалтинговой фирмы ООО «Perspective Consulting»

Камалова Малика
юрисконсульт юридической консалтинговой фирмы ООО «Perspective Consulting»