Доступ к информации: сроки, условия предоставления СМИ
Свобода доступа к информации в Узбекистане регулируется рядом законодательных актов. Доступ СМИ к информации о деятельности государственных органов обеспечивается путем механизма запросов на информацию, реализацией принципов открытости информации, реализации права на участие в заседаниях и собраниях и т.д. Также органы государственной власти и управления в целях обеспечения открытости своей деятельности могут осуществлять аккредитацию представителей средств массовой информации при органах государственной власти и управления. Органы государственной власти и управления заблаговременно информируют аккредитованных представителей средств массовой информации о проводимых мероприятиях, оказывают им содействие в выполнении профессиональных обязанностей. Аккредитованные представители средств массовой информации имеют право:
заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;
посещать здания (помещения) и другие объекты аккредитующего органа в порядке, установленном аккредитующим органом;
присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;
запрашивать и получать от ответственных лиц аккредитующего органа необходимые документы и материалы, знакомиться с записями публичных мероприятий и снимать с них копии;
использовать полученные записи при подготовке материалов средств массовой информации.
Аккредитованные представители средств массовой информации могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
К каким видам информации о деятельности органов государственной власти и управления, доступ ограничен?
Информация о деятельности государственных органов относиться к открытой информации, доступ к которой не может быть ограничен, исключение составляют правоохранительные и судебные органы.
Информация ограниченного доступа является государственные секреты и конфиденциальная информация, к которым относятся:
государственные секреты (государственная, военная, служебная тайна)
информация о персональных данных физических лиц (Закон РУз «О персональных данных», статьи 99 и 100 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, часть вторая статьи 13 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», часть вторая статьи 13 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации»)
сведения о клиентах профессиональных участников рынка ценных бумаг
профессиональные тайны:
банковская тайна (ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне»). Попросите дизайнера поставить соответствующие картинки к каждой категории информации
налоговая тайна (ст. 76 Налогового кодекса Республики Узбекистан)
врачебная тайна (ст. 45 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан»)
адвокатская тайна (ст. 9 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре»)
тайна нотариальных действий (ст. 6 Закона Республики Узбекистан «О нотариате»)
тайна страхования (ст. 26 Закона Республики Узбекистан «О страховой деятельности»)
тайна завещания (ст. 1128 Гражданского кодекса Республики Узбекистан)
тайна усыновления (ст. 153 Семейного кодекса Республики Узбекистан, ответственность за незаконное разглашение тайны предусмотрена в ст. 125 Уголовного кодекса Республики Узбекистан)
коммерческая тайна (Закон Республики Узбекистан «О коммерческой тайне»)
сведения, полученные организациями юридических консультантов, при оказании юридических услуг являются конфиденциальными (Положение «Об оказании юридических консультационных услуг коммерческими организациями», утвержденное ПКМ №675 от 17 августа 2018 г.)
сведения, которые содержатся в материалах заявок на выдачу патента (часть 7 статьи 20 Закона Республики Узбекистан «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»)Информация ограниченного доступа
Все органы государственной власти обязаны предоставлять ответ на запрос информации в установленные сроки. Основной формой реализации права на доступ к информации являются обязанность госорганов по опубликованию информации и право журналистов и граждан на запрос информации. Форма обращения может быть устной, письменной и при помощи Интернет платформ.
Какие меры возможно применять к госорганам, отказывающимся от официальных ответов на журналистские запросы?
Прямых мер ответственности за нарушение сроков ответа на запрос СМИ не предусмотрено. Это означает, что единственная возможная мера это подача жалобы в вышестоящий государственный орган, либо органы прокуратуры по факту нарушения закона об открытости деятельности органов государственной власти и управления.
Сроки рассмотрения запросов на информацию
Запрос пользователя информации подлежит рассмотрению в срок не более 15 дней со дня его регистрации. Запрос средства массовой информации на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более 7 дней.
Если рассмотрение запроса пользователя информации не относится к полномочиям органов государственной власти и управления, то запрос в течение трех рабочих дней со дня регистрации направляется в орган, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации, а пользователь информации уведомляется об этом.
При запросе информации, обнародованной (опубликованной) в официальных изданиях, средствах массовой информации либо размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос органы государственной власти и управления могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, средства массовой информации, в котором обнародована (опубликована) запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.
В случае если органы государственной власти и управления не располагают сведениями о полномочиях других органов государственной власти и управления по полученному запросу, то в течение трех рабочих дней со дня регистрации запроса пользователю информации направляется соответствующий ответ.
В случае отказа на запрос пользователю информации направляется мотивированный ответ. (Статья 19 Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»).
Что является подтверждением получения запроса? Зависит от того, каким способом отправлено письмо. Если по электронной почте, то можно сделать скриншот окна, в котором отправлено письмо, либо в настройках почтового клиента настроить получение уведомления о прочтении сообщения. Если обращение отправлено через информационную систему государственного органа, обычно после отправки система выдает уникальный код вашего обращения.
Могут ли блогеры обращаться с запросом на информацию в государственные органы? Любое лицо может обратится в органы государственной власти и управления с запросом на получение информации. Данное право предоставлено в нескольких законах, в частности в статьях 18-20 Закона РУз "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления", разница лишь в сроках предоставления ответа.