Новости и мероприятия

Доступ к информации: сроки, условия предоставления СМИ


Свобода доступа к информации в Узбекистане регулируется рядом законодательных актов.  
Доступ СМИ к информации о деятельности государственных органов обеспечивается путем механизма запросов на информацию, реализацией принципов открытости информации, реализации права на участие в заседаниях и собраниях и т.д. Также органы государственной власти и управления в целях обеспечения открытости своей деятельности могут осуществлять аккредитацию представителей средств массовой информации при органах государственной власти и управления.
Органы государственной власти и управления заблаговременно информируют аккредитованных представителей средств массовой информации о проводимых мероприятиях, оказывают им содействие в выполнении профессиональных обязанностей.
Аккредитованные представители средств массовой информации имеют право:
  • заблаговременно получать информацию о предстоящих открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;
  • посещать здания (помещения) и другие объекты аккредитующего органа в порядке, установленном аккредитующим органом;
  • присутствовать на открытых коллегиальных заседаниях и других публичных мероприятиях;
  • запрашивать и получать от ответственных лиц аккредитующего органа необходимые документы и материалы, знакомиться с записями публичных мероприятий и снимать с них копии;
  • использовать полученные записи при подготовке материалов средств массовой информации.
Аккредитованные представители средств массовой информации могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

К каким видам информации о деятельности органов государственной власти и управления, доступ ограничен?

Информация о деятельности государственных органов относиться к открытой информации, доступ к которой не может быть ограничен, исключение составляют правоохранительные и судебные органы.

Информация ограниченного доступа является государственные секреты и конфиденциальная информация, к которым относятся:
  • государственные секреты (государственная, военная, служебная тайна)
  • информация о персональных данных физических лиц (Закон РУз «О персональных данных», статьи 99 и 100 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, часть вторая статьи 13 Закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», часть вторая статьи 13 Закона Республики Узбекистан «Об информатизации»)
  • сведения о клиентах профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • профессиональные тайны:
  • банковская тайна (ст. 3 Закона Республики Узбекистан «О банковской тайне»). Попросите дизайнера поставить соответствующие картинки к каждой категории информации
  • налоговая тайна (ст. 76 Налогового кодекса Республики Узбекистан)
  • врачебная тайна (ст. 45 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан»)
  • адвокатская тайна (ст. 9 Закона Республики Узбекистан «Об адвокатуре»)
  • тайна нотариальных действий (ст. 6 Закона Республики Узбекистан «О нотариате»)
  • тайна страхования (ст. 26 Закона Республики Узбекистан «О страховой деятельности»)
  • тайна завещания (ст. 1128 Гражданского кодекса Республики Узбекистан)
  • тайна усыновления (ст. 153 Семейного кодекса Республики Узбекистан, ответственность за незаконное разглашение тайны предусмотрена в ст. 125 Уголовного кодекса Республики Узбекистан)
  • коммерческая тайна (Закон Республики Узбекистан «О коммерческой тайне»)
  • сведения, полученные организациями юридических консультантов, при оказании юридических услуг являются конфиденциальными (Положение «Об оказании юридических консультационных услуг коммерческими организациями», утвержденное ПКМ №675 от 17 августа 2018 г.)
  • сведения, которые содержатся в материалах заявок на выдачу патента (часть 7 статьи 20 Закона Республики Узбекистан «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»)Информация ограниченного доступа

Все органы государственной власти обязаны предоставлять ответ на запрос информации в установленные сроки. Основной формой реализации права на доступ к информации являются обязанность госорганов по опубликованию информации и право журналистов и граждан на запрос информации. Форма обращения может быть устной, письменной и при помощи Интернет платформ.

Какие меры возможно применять к госорганам, отказывающимся от официальных ответов на журналистские запросы?

Прямых мер ответственности за нарушение сроков ответа на запрос СМИ не предусмотрено. Это означает, что единственная возможная мера это подача жалобы в вышестоящий государственный орган, либо органы прокуратуры по факту нарушения закона об открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Сроки рассмотрения запросов на информацию

Запрос пользователя информации подлежит рассмотрению в срок не более 15 дней со дня его регистрации. 
Запрос средства массовой информации на получение информации о деятельности органов государственной власти и управления, а также об организации интервью должностных лиц рассматривается в срок не более 7 дней.

Если рассмотрение запроса пользователя информации не относится к полномочиям органов государственной власти и управления, то запрос в течение трех рабочих дней со дня регистрации направляется в орган, к полномочиям которого отнесено предоставление запрашиваемой информации, а пользователь информации уведомляется об этом.

При запросе информации, обнародованной (опубликованной) в официальных изданиях, средствах массовой информации либо размещенной на официальных веб-сайтах, в ответе на запрос органы государственной власти и управления могут дать ссылку с указанием названия, даты выхода и номера официального издания, средства массовой информации, в котором обнародована (опубликована) запрашиваемая информация, и (или) электронного адреса официального веб-сайта, на котором размещена запрашиваемая информация.

В случае если органы государственной власти и управления не располагают сведениями о полномочиях других органов государственной власти и управления по полученному запросу, то в течение трех рабочих дней со дня регистрации запроса пользователю информации направляется соответствующий ответ.

В случае отказа на запрос пользователю информации направляется мотивированный ответ. (Статья 19 Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»).

Что является подтверждением получения запроса?
Зависит от того, каким способом отправлено письмо. Если по электронной почте, то можно сделать скриншот окна, в котором отправлено письмо, либо в настройках почтового клиента настроить получение уведомления о прочтении сообщения.
Если обращение отправлено через информационную систему государственного органа, обычно после отправки система выдает уникальный код вашего обращения.

Могут ли блогеры обращаться с запросом на информацию в государственные органы?
Любое лицо может обратится в органы государственной власти и управления с запросом на получение информации. Данное право предоставлено в нескольких законах, в частности в статьях 18-20 Закона РУз "Об открытости деятельности органов государственной власти и управления", разница лишь в сроках предоставления ответа.